В отделе иностранной литературы НБ РД им. Р. Гамзатова до 30 марта будет экспонироваться календарь знаменательных и памятных дат на март.
Наша выставка знакомит вас с творчеством известных личностей.
Буонарроти Микеланджело (1475–1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Один из ведущих мастеров Высокого Возрождения. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения.
Свое первоначальное образование он получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрески Джотто и Мазаччо, изучал скульптуру Донателло, а в 1494 г. познакомился с работами Якопо делла Кверча. Тяготение к монументальной укрупнённости форм сказалось уже в первых его работах – рельефах «Мадонна у лестницы» (ок. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и «Битва кентавров» (ок. 1492, там же).
К первому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха и скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498–99), свидетельствующая о начале творческой зрелости мастера.
В 1501 во Флоренции Буонарроти Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида. Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио, она изображает прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы.
Фрески Сикстинского плафона (1508–1512) – самый грандиозный из осуществлённых замыслов Микеланджело. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (размером 40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия – от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа». Все изображения являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов.
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов.
Свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
«Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдёшь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжёг большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.
В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе.
Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.
Он в полнейшем сознании составил завещание, состоящее из трёх слов: душу свою отдавал в руки Господа, тело – земле, а имущество – ближайшим родственникам, наказав своим близким напомнить ему о страстях господних, когда он будет отходить от сей жизни. И так 17 февраля 1563 года по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году) Микеланджело ушёл из жизни.
Гарри Гаррисон, настоящее имя Генри Максвелл Демпси (1925–2012 гг.).
Родился 12 марта 1925 года в Коннектикуте. Мать – учительница Рия Кирьясова. Отец Гарри Гаррисона – печатник Генри Лео Демпси из Онейды (штат Нью-Йорк) – был наполовину ирландцем, вскоре после рождения сына сменил фамилию на Гаррисон. Обнаружилось это, лишь когда Гаррисон уже был подростком. Таким образом, это был единственный в мире писатель, использовавший в качестве псевдонима свою настоящую фамилию – Демпси.
Учился в школе карикатуристов и иллюстраторов, брал частные уроки живописи. В разные годы работал художником, редактором, а с 1956 года – профессиональным литератором.
Гарри Гаррисон вместе со своей семьёй объехал более 50 стран, они долгое время прожили в Англии, Мексике, Дании, Италии и в других странах Европы. В последние годы он жил в Ирландии, вблизи Дублина. А после смерти жены из-за ухудшения здоровья переехал в дом престарелых близ города Льюис в графстве Восточный Суссекс.
Гарри Гаррисон являлся активным сторонником языка эсперанто, который использовал и во многих своих романах как язык будущего. Член Всемирной ассоциации эсперанто. В одном из интервью признался, что может сказать на 20 языках: «Принесите мне, пожалуйста, пинту пива». Кроме эсперанто свободно говорил на семи языках.
Умер 15 августа 2012 года.
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750 гг.), великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более 250 лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.
Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха – музыкантом.
Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребёнок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать своё композиторское мастерство.Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники. Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха. Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло.
В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина.
Предназначенные композитором для педагогической цели, произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенций и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству. Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.
Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха – «Страсти по Матфею». Впервые – в Германии – было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! – Море должно быть ему имя», – сказал о Бахе великий Бетховен.
О жизни и творчестве многих творческих личностей можно прочитать в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова.
Отдел иностранной литературы