Календарь знаменательных дат на ноябрь

   Универсальный читальный зал Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представляет читателям календарь знаменательных дат на ноябрь 2016 года.

9 ноября 2016 года – 110 лет Столыпинской аграрной реформе (1906–1911)

«Значение и масштаб этой яркой, талантливой личности, выдающегося исторического деятеля выходят далеко за рамки одной эпохи. И сегодня мы отдаём дань глубочайшего уважения его вкладу в укрепление государства и развитие общества, его высокой гражданской ответственности и искреннему радению за судьбу Отечества».

В. В. Путин

   Начало XX века в России – время колоссальных перемен: время крушения старого строя и становления нового, время кровопролитных войн, время удавшихся и провалившихся реформ, успешное проведение которых, может быть, в корне изменило бы судьбу России. Реформы, проводившиеся в это время Петром Аркадьевичем Столыпиным, как и его личность, противоречиво оцениваются историками. Одни считают его жестоким тираном, имя которого должно ассоциироваться только со страшными понятиями, такими как «столыпинская реакция», «столыпинский вагон» или «столыпинский галстук», другие оценивают его реформаторскую деятельность как «неудавшуюся попытку спасения императорской России», а самого Столыпина называют «гениальным реформатором».

   Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, а повысив производительность крестьянского труда. После разрушения общины земля должна была перейти в собственность зажиточных крестьян; разорившиеся пойдут на работу в городскую промышленность и будут переселены на окраины страны.

   Личность Петра Аркадьевича Столыпина, вклад его в историю Российского государства, его роль в общественно-политическом и экономическом преобразовании России, значение проведённых в начале XX века по его инициативе реформ вызывали множество противоречивых суждений как при его жизни, так и ещё больше после его гибели. 

Список представленной литературы:

  1. Бок М. П. П. А. Столыпин. Воспоминания о моём отце / М. П. Бок. – М.: Новости, 1992. – 352 с.
  2. Зеньковский А. В. Правда о Столыпине / А. В. Зеньковский. – М.: Аграф, 2002. – 256 с.
  3. Зырянов П.Н. Пётр Столыпин: политический портрет. – М.: Высш. шк., 1992. – 159 с.
  4. Столыпин П.А. Биохроника / под ред. П. А. Пожигайло. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. – 376 с.
  5. Фёдоров Б. Г. Пётр Столыпин: «Я верю в Россию». Биография П. А. Столыпина в 2-х т. / Б. Г. Фёдоров. – СПб: Лимбус Пресс, 2002. – 624 с.

10 ноября – Всемирный день молодёжи

Молодость – это мечта. Это вера. Это тяготение к подвигу. Это лирика и романтика. Это большие планы на будущее. Это начало всех перспектив.

Назым Хикмет

   10 ноября отмечается Всемирный день молодёжи, который установлен в честь основания Всемирной федерации демократической молодёжи (ВФДМ). Это событие произошло на проходившей 29 октября – 10 ноября 1945 года в Лондоне Всемирной конференции молодёжи. Эта историческая конференция была созвана по инициативе Всемирного совета молодёжи, который был создан во время Второй мировой войны для борьбы с фашизмом. Впервые на конференцию собрались представители международного молодёжного движения, которое объединяло более 30 миллионов молодых людей разных политических идеологий и религий, молодёжь более 63 национальностей. 

   С тех пор международное объединение молодёжных организаций – это центр международного демократического молодёжного движения, объединяющий молодёжь всего мира без различия политических и религиозных взглядов, расовой и национальной принадлежности. ВФДМ ведёт борьбу за мир, права молодёжи, независимость народов, интернациональное сплочение прогрессивной молодёжи; против колониализма, неоколониализма, фашизма и расизма.

   Список представленной литературы:

  1. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самопознание / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
  2. Луков В. А. Теории молодёжи: Междисциплинарный анализ / В. А. Луков. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 528 с.
  3. Новые тесты IQ / Сост.: М. А. Кошелева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 238 с.
  4. Платонов Ю. П. Этнический фактор. Геополитика и психология / Ю. П. Платонов. – СПб: Речь, 520 с.
  5. Социальный облик российской молодёжи в начале XXI века / Коллективная монография. – М.: РУДН, 2009. – 235 с.

17 ноября – 120 лет Льву Семёновичу Выготскому (1896–1934)

Быть в физиологии материалистом нетрудно – попробуйте-ка в психологии быть им.

Л. С. Выготский

   Лев Выготский – выдающийся учёный, мыслитель, известный в мировой психологии, педагог, нейролингвист, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик, знаток литературы, профессор Института экспериментальной психологии в Москве, один из основателей советской школы психологии, классик мировой психологической науки. Известный советский психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б.В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию». С этими оценками, наверное, согласится любой российский психолог. По сей день идеи Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессионалов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психологов не только в России, но и по всему миру.

   Зародившееся в студенческие годы увлечение психологией определило всю последующую судьбу Выготского. Сам он об этом писал так: «Ещё в университете занялся специальным изучением психологии... и продолжал его в течение всех лет». И позже подтверждал: «Научные занятия по психологии начал ещё в университете. С тех пор ни на один год не прерывал работы по этой специальности». Небезынтересно, что специального психологического образования как такового в ту пору практически не существовало, и Л.С. Выготский, подобно большинству пионеров этой науки, дипломированным психологом не был.

   Несмотря на болезнь, Выготский был необычайно деятелен и энергичен. В 1922 г. он был заведующим отделом в издательстве «Гомпечать», в 1923–1924 гг. – литературным редактором в издательском отделе губернского управления печати, издал стихотворный сборник И. Г. Эренбурга, руководил кабинетом-лабораторией, где занимались экспериментальной работой студенты Московского тогда ещё педагогического института.

   Именно работы и идеи Выготского и некоторых других исследователей в области педагогики лежат в основе современной науки психологии ребёнка.

   Переехав в 1924 г. в Москву, Выготский был участником Лондонской Международной конференции, посвящённой образованию глухонемых детей, работал в Наркомпросе и других образовательных, исследовательских, медицинских и правительственных организациях Москвы, Ленинграда, Харькова и Ташкента.

   Умер Выготский от туберкулёза 11 июня 1934 г. Его могила находится на столичном Новодевичьем кладбище.

Список представленной литературы:

  1. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.
  3. Выготский Л. С. / Л. С. Выготский. – Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. (Антология гуманной педагогики).
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671 с.

Приглашаем всех заинтересованных посетить нашу выставку!

Универсальный читальный зал

Яндекс.Метрика