В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова выставлен календарь знаменательных дат на май 2017 года.
1 мая исполняется 90 лет известному педагогу-новатору Виктору Фёдоровичу Шаталову.
Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, заслуженный учитель Украинской ССР (1987 г.), народный учитель СССР (1990 г.). Участник Великой Отечественной войны.
Окончил Сталинский педагогический институт (1953 г.). На педагогической работе в школе с 1951 г. С 1956 г. вёл экспериментальную работу с учащимися, в том числе как научный сотрудник НИИ педагогики Украинской ССР (с 1973 г.) и Академии педагогических наук СССР (с 1985 г.). С 1992 г. – доцент Института последипломного образования в Донецке.
Разработал для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы (с 1984 г. – 11-летней) оригинальную систему интенсивного обучения. В ней используются авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах (упрощающих процесс изложения – восприятия) и ориентированные на развитие творческого мышления школьников (принцип открытых перспектив), а также разнообразные нестандартные формы объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке (принцип систематической обратной связи), позволяющие отказаться от ученических дневников и классных журналов. Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления. Традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и т. н. релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий. Устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, т.е. создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий. Широко используются игровые формы учебных занятий.
Многие находки Шаталова используются педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям. Система Шаталова позволила проходить полный курс общего среднего образования за 9 лет при общей нагрузке не более 30 учебных часов в неделю. Она планируется так, что учащиеся сохраняют 2 свободных дня (в школе Шаталова – четверг и воскресенье). Уроки физического воспитания проводятся ежедневно.
Список представленной литературы:
1. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. Из опыта работы школ г. Донецка. – М.: Педагогика, 1980. – 96 с.
2. Шаталов В.Ф. За чертой привычного / В.Ф. Шаталов. Ответы учителя-новатора на заданные журналистом Н. Столяровым вопр. по пробл. перестройки общеобразоват. шк. – Донецк: Донбас, 1988. – 69 с.
3. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. – 383 с.
4. Шаталов В.Ф. Точка опоры / В.Ф. Шаталов. Организационные основы экспериментальных исследований. – М.: Университетское, 1990. – 224 с.
5. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 1979. – 136 с.
6. Шаталов В.Ф. Точка опоры / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
7. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 1989. – 336 с.
8. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.
9. Капранова В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011. – 240 с.
12 мая - Международный день медицинской сестры (International Nurses Day).
Профессиональный праздник медицинских сестёр отмечается в день рождения одной из знаменитых англичанок, Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale), которая во время Крымской войны (1853–1856) организовала первую в мире службу сестёр милосердия. Известно, что среди сестёр милосердия, отправившихся на фронт Крымской войны, были и русские монахини из московской Никольской обители. Впоследствии в госпиталях работали многие русские женщины-аристократки, в том числе супруга и дочери императора Николая II. Именно в военные годы сформировался устойчивый стереотип: медсестра – это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола. В Лондоне установлен памятник Ф. Найтингейл.
Хотя фактически празднику уже более ста пятидесяти лет, только в январе 1974 года было принято официальное решение отмечать этот день 12 мая. День медицинской сестры отмечается с момента объединения сестёр милосердия из 141 страны в профессиональную общественную организацию – Международный совет медицинских сестёр (International Council of Nurses, ICN), который и принял решение отмечать данный праздник в день рождения Флоренс Найтингейл.
В России праздник отмечается с 1993 года. И к этому дню в нашей стране в ряде медицинских учреждений проходят различные мероприятия как научно-практического направления (конференции, семинары и круглые столы, посвящённые пропаганде здорового образа жизни, совершенствованию профессиональной компетентности и развитию личностного и творческого потенциала сестринского персонала), так и развлекательного характера – профессиональные конкурсы и смотры, КВН, концерты и т.п.
Список представленной литературы:
1. Тульчинская В. Д. Сестринской дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская. – Изд. 16-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 383 с.
2. Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: учебное пособие / И.К. Славянова. – М.: КНОРУС, 2011. – 400 с.
3. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии: учеб. пособие / Н.В. Барыкина, В.Г. Зарянская. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 447 с.
4. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В. Смолева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 473 с.
5. Справочник медицинской сестры. – М.: Эксмо, 2003. – 896 с.
6. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 733 с.
16 мая исполняется 200 лет со дня рождения русского историка, этнографа, писателя Николая Ивановича Костомарова (1817–1885).
Николай Иванович Костомаров (1817–1885) родился в старинной дворянской семье. Учился в Харьковском университете. Несколько месяцев служил в драгунском полку. Учёбу продолжил в Московском университете. В процессе обучения пришёл к выводу, что история – это прежде всего история народа, а не государства. Первая диссертация учёного называлась «О причинах и характере унии в Западной России» (1842), однако защищена не была. Защищал он другую работу – «Об историческом значении русской народной поэзии». Был одним из первых исследователей украинских летописей и публицистических работ XVII в. Изучал проблемы взаимоотношений русского и украинского народов. С 1846 г. работал в Киевском университете. В том же году становится одним из учредителей Кирилло-Мефодиевского общества, за участие в котором был на год заключён в Петропавловскую крепость, затем сослан в Саратов и получил запрет на преподавательскую деятельность и издание работ. Эти запреты были сняты лишь после воцарения Александра II.
Во второй половине 50-х гг. приступил к подготовке очерков о повседневной жизни русского народа, его быте и нравах в XVI–XVII вв., которая закончилась публикацией в 1860 г. «Очерка домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях». В 1859 г. стал профессором Петербургского университета. Первый лекционный курс – «История Южной, Западной, Северной и Восточной Руси в удельный период» – имел большой успех. В то же время в нём проявились спорные положения, вызвавшие дискуссию. В частности, Костомаров доказывал, что Новгород Великий в удельный период является наследником «украинских демократических традиций», в то время как другие земли (в частности, Северо-Восток) – великорусских государственнических. С 1862 г. прекратил чтение лекций в университете и занялся научной деятельностью. В этот период была написана его самая известная работа «Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей». С 1875 г. сильно болел и не мог больше работать в архивах. В 1885 г. скончался.
Список представленной литературы:
1. Костомарова Н.И. Московского государства в начале XVII столетия / Н.И. Костомарова. – СПб: 1868. – 306 с.
2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей в 2-х книгах / Н.И. Костомаров. Книга 2. Выпуски пятый, шестой, седьмой. – М.: СВАРОГ, 1994. – 816 с.
Универсальный читальный зал