Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «История российского кино», приуроченная к Году российского кино.
«Синематограф» братьев Люмьер с триумфом шествовал по всему миру, и Россия не осталась от этого в стороне. История российского кино своеобразна. Суровые нравы плюс характерные черты определённых политических периодов наложили на российский кинематограф свой отпечаток. Впрочем, это не помешало появлению в российской киноиндустрии ярких звёзд и талантливых кинорежиссёров.
Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность «экранизации», достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шёл от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.
История отечественного киноискусства хранит множество уникальных и интересных событий. Легендарные режиссёры и их фильмы, престижные награды, любимые миллионами зрителей актёры и их незабываемые образы – российскому синематографу есть чем гордиться. Мы подобрали самые занимательные факты из истории отечественной индустрии кино.
Первым российским фильмом стала семиминутная лента под названием «Понизовая вольница». Зрители впервые увидели её 28 октября 1908 года. Режиссёр Владимир Ромашков создал картину по сюжету народной песни о знаменитом разбойнике Стеньке Разине.
Добавить немного красок в отечественное чёрно-белое полотно впервые решил легендарный Сергей Эйзенштейн. Во время создания знаменитой ленты «Броненосец Потёмкин» режиссёр собственноручно раскрасил в красный цвет флаг на кинопленке. Именно его поднимали над судном восставшие матросы. Фильм с единственным цветным кадром вышел на отечественные экраны в 1925 году.
Первой же полностью красочной лентой стал кинофильм о Параде Победы 1945 года. Его сняли на многослойную цветную плёнку.
С подачи Сергея Эйзенштейна состоялся и первый российский кинофестиваль. Это был Международный московский смотр, который прошёл в 1935 году. Главный приз этого фестиваля завоевала картина братьев Васильевых «Чапаев».
В это же время появились и первые популярные киногерои. О приключениях Чапаева, Петьки и Анки до сих пор слагают разные шутки и анекдоты.
Первые декорации ко всем отечественным фильмам выставлялись на заднем фоне и изображались красками на холсте. Выглядели такие полотна весьма неправдоподобно. В 1910 году талантливый художник Б. Мухин предложил создать декорации из щитов с настоящими окнами, дверьми и другими объёмными элементами.
Поначалу деятели культуры восприняли идею в штыки. Однако когда Мухину удалось воплотить свою затею в реальности – новые декорации стали весьма популярными.
В 1979 году зрители смогли оценить первый отечественный боевик. В картине Бориса Дурова «Пираты XX века» впервые в истории советского кино на экране показали технику карате. Лента произвела настоящий фурор. Утренние сеансы в кино нередко приходилось отменять – дети массово сбегали из школ, чтобы увидеть этот шедевр. Картина по праву заслужила звание самого кассового фильма за всю историю советского проката.
Немая короткометражная лента Василия Гончарова «Вий» стала первым отечественным фильмом ужасов. Картину сняли по одноимённой повести Николая Гоголя и выпустили в прокат в 1909 году. К сожалению, наши современники посмотреть её не смогут – до сегодняшнего дня фильм не сохранился.
Одновременно с «Вием» Гончаров создал ещё одну фантастическую картину «В полночь на кладбище». На экраны она вышла в 1910 году. Обе ленты ознаменовали собой рождение отечественной кинофантастики.
Одним из лучших комедийных чёрно-белых фильмов российского производства стала лента Тамары Лукашевич «Подкидыш». Сюжет картины рассказывает о девочке по имени Наташа, которая ушла из дома и потерялась.
Советские зрители тут же подхватили знаменитую фразу героини Фаины Раневской «Муля, не нервируй меня». Яркое высказывание надолго закрепилось за актрисой и доставило ей немало хлопот. Эти слова Раневской припоминали при каждом новом знакомстве, а дворовые мальчишки кричали цитату вслед проходящей мимо кинозвезде.
Самым длинным советским многосерийным фильмом считается драма «Вечный зов». Ленту сняли по одноимённому произведению Анатолия Иванова, которое рассказывает историю семейства Савельевых. На долю этих людей выпали страшные события. Им удалось пережить три войны и революцию, а также познать цену Великой Победы и пройти испытания послевоенного времени.
Сериал состоит из 19 серий, которые выходили на экраны в течение 10 лет – с 1973 по 1983 годы.
Киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» стала самым дорогостоящим советским фильмом. В основу сюжета лёг знаменитый одноимённый роман Льва Толстого. Лента из четырёх частей является к тому же одной из самых высокобюджетных картин в мировой истории кино. Бюджет фильма составил 18 млн рублей. На момент выхода в прокат эта сумма равнялась $29 млн долларов.
Российские фильмы неоднократно завоёвывали самую престижную награду в мире кино – премию «Оскар». В 1942 году победу на конкурсе одержала документальная лента Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Позже заветные статуэтки получили картины «Радуга», «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит» и «Утомлённые солнцем». В 2000 году премия «Оскар» была присуждена российскому режиссёру, художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам рассказа Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» – совместный проект с участием России, Канады и Японии.
Список литературы:
1. История отечественного кино [Текст]. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 528 с.
2. Первый век кино [Популярная энциклопедия]: сто шедевров, сто мастеров, сто звёзд, сто вех. – М.: Локид, 1996. – 712 с.: ил., фот.
3. Новейшая история отечественного кино. 1986–2000 [Текст]. – СПб: Сеанс. Ч. 2, Т. 4: Кино и контекст. 1986–1988. – 2002. – 760 с.
4. Мусский, И. А. Сто великих актёров [Текст] / И. А. Мусский. – М.: Вече, 2002. – 528 с.
5. Фрейлих, Семён Израилович. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского [Текст]: учебник / С.И. Фрейлих. – Изд-е 2-е. – М.: Академ. проект, 2002. – 512 с.
6. Самые красивые и знаменитые истории любви [Текст]. – М.: Агей Томеш, 2013. – 304 с.: фот. цв.
Отдел литературы по искусству