«Истинная музыка будущего»

      С 5 по 15 мая отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Истинная музыка будущего», посвященная 175-летию русского композитора Петра Ильича Чайковского.

 

 

 

«От мелодии, как основного образующего музыку элемента,
от мелодии, как чуткого вестника человеческого сердца,
исходят все прекрасные качества искусства  Чайковского».

Б.В. Асафьев

 

 

 

 

 

 

      Петр Ильич Чайковский - личность поистине выдающаяся. Имя русского композитора известно во всем мире. Он был человеком талантливым, и разносторонним, известен, в первую очередь как композитор, однако имел и множество других успехов - был еще и отличным дирижером, преподавателем, видным общественным и музыкальным деятелем, а так же журналистом.

      Родился Петр Ильич Чайковский в апреле (7 мая)1840 года, рос в семье заводского рабочего из города Воткинска. Отец его прекрасно играл на флейте, а мама любила петь. Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано:  пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора.

Памятник П.И. Чайковскому в Москве.

 

      Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна, высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме А. Н. Островского, 1864) и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь уроками. В 1866 П. И. Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую консерваторию.

      В 1877 году П. Чайковского взяла под свое финансовое покровительство Н. Ф. фон Мекк — одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890 года, позволила композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся. 

Баронесса Надежда  фон Мекк

 

      Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Петра Ильича. Главные произведения этого периода — пять опер, в том числе «Лирические сцены» — «Евгений Онегин» (1878), четыре симфонии (№ 1 «Зимние грезы», 1866; № 2, 1872; № 3, 1875; № 4, 1877), балет «Лебединое озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром (1878), «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), симфонические фантазии «Буря» (по  Вильяму Шекспиру, 1873) и «Франческа да Римини» (1876), а также увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета (1871-76), Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных пьес (в том числе знаменитый цикл «Времена года», 1876) и романсов для голоса с фортепиано.

Опера «Евгений Онегин»

 

Балет «Лебединое озеро»

 

 

      Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений, но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893). В эти годы были созданы оперы «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония № 6, «Патетическая» (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.

Балет «Щелкунчик»

 

Опера «Пиковая дама»

 

      Петр Ильич Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И в настоящее время он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души.

      Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве. С 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.

 

Список литературы:

 

Сидельников, Л. 25 дней в Америке [Текст]: к 100-летию гастрольной поездки П.И. Чайковского / Л. Сидельников, Г. Прибегина. - М.: Музыка, 1991. - 270 с.: фот.

Весной 1891 года великий русский композитор П. И. Чайковский был приглашен на открытие нью-йоркского концертного зала Карнеги-холл. О пребывании его в Америке и концертах, в которых он дирижировал своими сочинениями, рассказывается в книге. Основой ее послужили фрагменты из писем и дневника композитора, а также рецензии из американских газет на его выступления в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии.

 

 

 

 

 

 

 

Моисеев, Г. А. Камерные ансамбли П.И. Чайковского [Текст] / Г.А. Моисеев. - М: Музыка, 2009. - 296 с.: ил.

В монографии представлена целостная картина камерно-ансамблевых сочинений П. И. Чайковского, включающая историю создания этих произведений, их место в контексте жанровых традиций, проблемы программности, подробный анализ. Издание имеет нотное и справочно-библиографическое приложение, содержащее сведения о нотной библиотеке П. И. Чайковского и исполнительской судьбе его ансамблей. Ряд архивных материалов и первоисточников публикуется впервые.

 

 

 

 

 

 

Неизвестный Чайковский. Последние годы. [Текст]. - М.: Эксмо, 2010. - 432 с.: ил. - (Гении и злодеи).

Настоящее издание - попытка приблизить современников к личности и творчеству гениального русского композитора. Здесь описаны события последних пяти лет жизни П.И. Чайковского (1888-1893), когда им были созданы величайшие произведения - оперы "Иоланта" и "Пиковая дама", музыка к балету "Щелкунчик" и Шестая ("Патетическая") симфония, которой он впервые дирижировал сам. В книге, основанной на личной переписке Чайковского с братьями Анатолием и Модестом, композитором Сергеем Танеевым, поэтом...

 

 

 

 

 

 

 

 

На родине П.И. Чайковского [ Фотокнига] / сост.: О. Ф. Прудникова, Т. А. Поздеева. - Ижевск : "Удмуртия", 1990. - 160 с.: ил.

Фотокнига о семье Чайковских в Воткинске, о детстве композитора, истоках его музыки - обо всем, что влияло на формирование черт личности Чайковского - художника и человека. Посвящается 150-летию со дня рождения П.И. Чайковского.

 

 

 

 

 

 

Манди, Саймон. Чайковский [Текст] / Саймон Манди. - Челябинск: Урал LTD, 2000. - 265с.: ил., портр. - (Иллюстрированные Биографии Великих Музыкантов).

Петр Ильич Чайковский, великий русский композитор XIX века, и сегодня является одним из самых известных музыкантов всех времен и народов. Соединив в своем творчестве западноевропейские музыкальные традиции с традициями своей родины, он создал неповторимый музыкальный язык, понятный как утонченному меломану, так и обычному слушателю. Его сочинения удостоились одобрения царя и императорского двора, а его слава как композитора и дирижера распространилась далеко за пределы России. Трагический уход Чайковского до сих пор окутан облаками тайн и дезинформации и продолжает давать пищу для всевозможный предположений. С уверенностью же можно сказать только одно: смерть композитора в возрасте 53 лет стала огромной утратой и для России, и для остального мира, потерявшего одного из величайших музыкантов.

 

 

 

 

 

Чайковский и Надежда Филаретовна фон-Мекк. Кн. в 3-х ч. [Переписка]. Кн.1 1876-1878 годы. - М.: Захаров, 2004. - 622 с. - (Биографии и мемуары).

Многолетняя переписка великого композитора Петра Ильича Чайковского (1840—1893) с многодетной вдовой миллионера Надеждой Филаретовной фон-Мекк (1831—1894) — знаменита и уникальна. Это не обмен письмами близких приятелей, это — стенограмма отношений двух лиц, лично не знакомых, не перекинувшихся ни одним словом, но связанных более чем дружескими, своеобразными узами. Ни одного штриха, ни одной детали не добавлено к тому, что запечатлелось на этих страницах. Переписка Чайковского с фон-Мекк имеет исключительную ценность. Это и подробная, интересно написанная автобиография двух незаурядных людей, и летопись музыкальной жизни, и история загадочной любви. Оба корреспондента — талантливые стилисты. Они умели вести в письмах непринужденный светский разговор и откровенно анализировать свой внутренний мир, выпукло зарисовывать важные современные им исторические события и изящно, остроумно записывать мелкие детали тогдашнего быта.

 

 

 

 

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика