Искусство мыслить в камне
Всякому великому времени соответствует великая архитектура.
Она служит выражением миросозерцания создавшей её эпохи.
А.В. Луначарский
Путешествие в мир камня – очень увлекательное занятие. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Глядя на камни, думаешь: ведь в каждом из них есть какая-то тайна. И наверняка не все эти загадки и тайны раскрыты.
Искусство мыслить в камне – разгадка скрытых смыслов символики и образности архитектуры в целом.
Несмотря на то, что камни делят на различные группы, и на то, что у каждого камня есть свои свойства и состав, объединяет все камни то, что из них можно делать разнообразные украшения, ювелирные изделия, сувениры. Кроме украшений и сувениров можно изготавливать из камня различные памятники, а кроме того, камни используют при строительстве зданий и сооружений. Мир камней хранит в себе много тайн и секретов, которые человечеству ещё предстоит узнать и изучить в будущем.
Итак, об архитектуре, её истории и разновидностях.
Большие успехи зодчества периода Российской империи (XVIII – первая половина XIX вв.), как и всей русской экономики и культуры в целом, связаны с деятельностью Петра I.
Крупным вкладом в сокровищницу русского и мирового зодчества было возведение Петербурга с его ансамблями, общественными зданиями, городскими и загородными дворцами, улицами, парками.
Одним из первых монументальных сооружений Петербурга был собор Петропавловской крепости (1712–1733 гг.) с огромной колокольней, увенчанной 34-метровым золочёным шпилем, символизировавшим величие новой русской столицы.
Петропавловская крепость
Сердцем же Петербурга, символом морского могущества России стало Адмиралтейство с его 72-метровой башней со шпилем, увенчанным кораблём.
Адмиралтейство
Крупнейшим мастером русского барокко петербургской школы был зодчий В.В. Растрелли, создавший такие памятники русской архитектуры, как Екатерининский дворец в Царском селе. Этот дворец, грандиозный по протяжённости (около 500 м), является типичным сооружением дворцового зодчества этого периода.
Екатерининский дворец
Великолепен по национальному колориту динамичный, парящий над днепровскими кручами на высоте более ста метров над уровнем реки бело-голубой Андреевский собор в Киеве.
Андреевский собор
Андреевский собор – самое совершенное и зрелое произведение В.В. Растрелли. Он по праву относится к наиболее прославленным шедеврам архитектурного наследия.
Московский Кремль – самая крупная сохранившаяся и действующая крепость в Европе. Несмотря на то, что кремли есть во многих городах, только Московский Кремль остаётся градообразующим, историческим, политическим и культовым центром города.
Кремль
Москва во второй половине XVIII века
После окончания эпохи Петра Великого, во время которой силы всех лучших русских архитекторов были брошены на возведение новой столицы, Петербурга, снова взялись за перестройку и строительство Москвы. В это время прямо на глазах вырастали церкви и больницы, школы и университеты, а также различные общественные здания.
В число самых выдающихся архитекторов середины XVIII века входили М. Казаков и В. Баженов.
Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики». Над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи – Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно – самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле.
Императорская резиденция Царицыно
Мы почти ничего не знаем о зодчих мусульманского средневековья. Но сохранившиеся памятники немало могут рассказать о своих создателях.
Исламская архитектура родилась и формировалась во времена расцвета Арабского халифата – великой мусульманской державы.
В ряду памятников культового зодчества ислама особое место занимают архитектурные сооружения в запретных для мусульман аравийских городах Мекке и Медине.
Кааба в Мекке и Купол Скалы в Иерусалиме в истории мировой архитектуры остались единственными в своём роде памятниками.
Непревзойдённым памятником культуры является мемориально-культовый ансамбль Тадж-Махал в Агре. Это прекрасное сооружение, покоряющее своей красотой, восторженные путешественники назвали восьмым чудом света. Тадж-Махал стал подлинной жемчужиной в венце великолепных садово-парковых ансамблей.
Кааба
Купол Скалы в Иерусалиме
Тадж-Махал
Работа архитектора – самая благодарная. Его произведение каждый день видят и восхищаются им тысяча людей.
Храмы, дворцы и другие сооружения призваны служить всему человечеству и должны стать достоянием своего народа.
Список литературы, представленной на выставке:
1. Архитектурное наследство / И.А. Бондаренко. Вып. 52. [Текст]. – М.: КомКнига, 2010. – 344 с.: ил.
2. Ле Корбюзье. Архитектура XX века [Текст] / Ле Корбюзье. – М.: Прогресс, 1977. – 303 с.: ил.
3. Нащокина, Мария. Сто архитекторов московского модерна [Текст]: Творческие портреты / М. Нащокина. – М.: Жираф, 2000. – 304 с.: ил.
4. Самин, Д. К. Сто великих архитекторов [Текст]: сборник / Д. К. Самин. – Москва: Вече, 2000. – 591 с.: ил. (100 великих).
5. Стародуб-Еникеева, Татьяна. Сокровища исламской архитектуры [Текст] / Т. Стародуб-Еникеева. – М.: Белый город, 2004. – 456 с.
6. Жемчугова, П. П. Архитектура [Текст] / П.П. Жемчугова. – СПб: Издательский дом «Литера», 2006.
7. Stierlin, Henri. Islam from Baghdad to Cordoba [Текст] = Исламская архитектура / H. Stierlin. – Hong Kong: TASCHEN, 2009. – 224 с.: ил.
Отдел литературы по искусству