С 24 по 31 января отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Искусство каллиграфии».
«Ничто так не украшает письмо
или открытку, как красивая надпись».
Каллиграфия (греч. καλλιγραφία - красивый почерк, от κάλλος - красота и γράφω - писать), искусство красивого и чёткого письма.
История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма, так и со стилистической эволюцией искусства.
Существует огромное количество видов декоративного письма: например, египетские иероглифы, китайская и японская письменность, но арабская вязь развивалась независимо от них. Её применение началось в VII веке до появления ислама, но мусульмане значительно развили её.
Они использовали каллиграфию в искусстве, иногда сочетая с геометрическими и природными узорами, а также почитали её как форму богослужения, поскольку Коран обещает божественное благословение тем, кто читает его и может воспроизводить письменно. Искусство каллиграфии, символизируемое пером, считалось божественным искусством.
Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности.
В Китае и других дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко, как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства страны, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека в эстетическом смысле.
В Древнем Китае уделяли большое внимание каллиграфии. Владение каллиграфией было очень важно для кандидатов, сдающих императорский экзамен.
Японская каллиграфия – одно из самых популярных изящных искусств Японии. Каллиграфические работы ценятся не меньше, чем произведения живописи. Но этот вид изобразительного искусства, помимо художественных достоинств обладает глубоким философским смыслом.
Японская каллиграфия – это не только красота, но и смысл, зачастую более сложный, чем значение написанного кистью иероглифа. Гармония и изящность линий не только создают эстетическое наслаждение, но и передают тысячелетнюю мудрость. Каждая линия имеет смысл, каждое движение кисти каллиграфа создает нечто прекрасное. Жители Востока верят, что иероглиф имеет также сакральное значение, ведь письмо на Востоке считается посланием Неба, а потому каллиграфический знак несет в себе энергетический заряд.
Индийская каллиграфия
Индийские каллиграфы на протяжении всей истории работали с широким диапазоном материалов: от монет, глины, камня, металла, ткани до бумаги. Необычный стиль чернильницы - характерная особенность индийской каллиграфии. Индия обладает богатым наследием каллиграфии в виде документов и памятников.
Каллиграфия в печати.
О времени, условиях возникновения и становления славянского письма имеется очень мало фактических данных. Мнения учёных по этому вопросу противоречивы.
В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. Их соседями на юге были Греция, Италия, Византия - своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации. И всё же ни латинский, ни греческий алфавит не соответствовал звуковой палитре славянского языка. В Византии начали задумываться над созданием славянского алфавита. До наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках.
Ввиду своей декоративной привлекательности вязь получила повсеместное распространение. Ею украшали фрески, иконы, колокола, металлическую утварь, использовали в шитье, на надгробьях и т. д.
Список литературы:
Васильева, О. В. Нить жемчуга. Иранское книжное искусство XIV-XVII веков в собрании Российской национальной библиотеки [Текст] / О.В. Васильева. - СПб: Российская национальная библиотека, 2008. - 131 с.: цв.ил.
Предлагаемое вниманию читателей издание посвящено одной из наиболее ценных в художественном отношении коллекции Отдела рукописей Российской национальной библиотеки - персидским рукописным книгам XIV-XVII веков. На страницах издания приводятся данные о формировании собрания, дается краткая история развития искусства книги Ирана, главное - здесь представлены лучшие образцы переплетов, каллиграфии, орнаментального убранства и миниатюры. Отдельная глава посвящена шести шедеврам рукописной книги XVI века - их художественным особенностям, мастерам и заказчикам, обстоятельствам их появления и истории бытования.
Белозёрова, В. Г. Искусство Китайской каллиграфии [Текст] / В. Г. Белозёрова. - М.: Российский гуманитарный университет, 2007. - 481 с.: ил.
Первая в отечественной литературе обобщающая работа, в которой рассматривается китайская каллиграфическая традиция как уникальный и целостный культурный феномен. Освещаются основные этапы развития каллиграфии на протяжении четырехтысячелетней истории, включая XX столетие; представлены технические параметры, художественные особенности и эстетические принципы каллиграфического искусства. Для специалистов востоковедов, искусствоведов, культурологов, художников-оформителей, дизайнеров, а также для широкого круга читателей, интересующихся культурой Китая.
Воронова, Б. Г. Кацусика Хокусай Графика [Текст] / Б. Г. Воронова. - М.: Искусство, 1975. - 260 с.: цв.ил.
Книга посвящена одной области творчества японского гравера и рисовальщика Кацусика Хокусая - гравюре на дереве, с которой, однако, прежде всего, связано для нас имя художника; именно гравюра на дереве принесла Хокусаю славу и мировую известность; в этом искусстве наиболее полно выразились его представления о мире, народный склад его мыслей и чувств. Издание представляет собой две книги альбомного формата в общем переплете и футляре.
Новый альбом графики [Текст] / ред. А. Л. Саминский. - М.: Советский художник, 1991. - 208 с.: ил.
В альбоме представлены работы советских художников 80-х годов ХХ века, работавших в технике станковой графики, рисунка, офорта, линогравюры, литографии, ксилографии, акварели, гуаши, пастели, темперы, а также смешанных и редких техниках.
Бердслей, О. Шедевры графики [Текст] / О. Бердслей. - М.: ЭКСМО, 2009. - 216 с.: ил., цв.ил.
Имя Обри Бердслея, молодого гения, чей несравненный талант, сраженный смертельным недугом, увял, едва успев расцвести, о многом скажет человеку, знакомому с историей изобразительного искусства. В этой книге обширная галерея работ Бердслея представлена в окружении мыслей, идей, дружеских советов и чутких интерпретаций, составляющих естественную среду, во многом питавшую творческую энергию художника. Знакомство с кругом интересов и друзей Бердслея привело к выяснению массы интересных подробностей, которые образовали комментарии к рисункам. Книга представляет большой интерес для любителей талантливой живописи, но может доставить немало приятных минут и специалисту.
Большаков, М. В. Декор и орнамент в книге [Текст] / М. В. Большаков. - М.: Книга, 1990. - 160 с.: ил.
Альбом отражает совокупность средств декоративного оформления книги, которая теперь именуется декором, куда орнамент входит как один из многих компонентов. До нашего века он был, безусловно, ведущим элементом украшения книги. Это послужило веским доводом для сохранения слова "орнамент" в названии альбома.
В текстовой, теоретической части издания проведена необходимая дифференциация средств декоративного оформления книги. Настоящее издание адресуется, прежде всего, начинающим оформителям книги, студентам художественных учебных заведений, работающим с книгой, и всем любителям книжного искусства.
Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.
Отдел литературы по искусству