2016 год – перекрестный год культуры Греции и России. К этому событию приурочена выставка «Искусство Древней Греции», организованная отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова.
Временем наивысшего подъема греческой культуры считается V в. до н. э. Сформировавшийся полис с его четкими тенденциями к демократии и вместе с тем живучестью аристократических этических представлений создавал ту идейную почву, на которой расцветала греческая культура классической эпохи.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в до н. э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.
Зевс на троне.
Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин Он включал ряд сооружений парадные ворота - Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались Эрехтейон и главный храм Афин - Парфенон.
Афинский Акрополь.
Храм Афин - Парфенон.
Поставленный на верхней площадке скалы Акрополя, на высоте около 150 м над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов.
Скульптура и живопись Греции V в до н. э. развивали традиции предшествующего времени Основными оставались изображения богов и героев - покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса».
Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол» - атлет в момент метания диска.
Дискобол Мирона.
Тенденция к реалистическому изображению человека видна и в живописи V в. до н.э. С именем Полигнота и Аполлодора Афинского связаны ее важнейшие достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать глубину пространства, объемность фигур Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова.
В греческой вазописи V в. до н. э. преобладает краснофигурный стиль Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чернофигурных ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией, красочная гамма краснофигурных ваз в основном двухцветна.
Высочайший подъем греческой культуры в V в. до н. э. был связан главным образом с расцветом классического полиса.
Древние греки, называющие себя эллинами, создали свою уникальную культуру, которую можно рассматривать как базу мировой культуры.
К IV веку до н.э. в Греции существовало уже несколько широко известных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка.
Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения человеческой фигуры по канонам, греческие художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих творениях.
Творческие достижения эллинских мастеров трудно переоценить. Вообще удивительно, почему вдруг в одной небольшой стране появилось столь огромное число блистательных талантов, которые своим искусством так преобразили весь тогдашний мир. Но эллинский художественный мир привлекает еще и тем, что он, отрывая людей от земли, влечет их ввысь, к Олимпу, к той заоблачной сфере, где таится не сущая на Земле красота. Не случайно самый любимый образ в искусстве Эллады - это образ колесницы, мчащейся с земли на небеса.
Колесницы Древней Греции.
Список литературы:
Акимова, Людмила. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика [Текст] / Л. Акимова. - Спб: Азбука-классика, 2007. - 400 с.: цв.ил.
Акимова, Людмила. Искусство Древней Греции. Классика [Текст] / Л. Акимова. - Спб: Азбука-классика, 2007. - 464 с.: цв.ил.
Алпатов, М. Художественные проблемы искусства Древней Греции [Текст] / М. Алпатов. - М.: Искусство, 1987. - 222 с.: ил.
Колпинский, Ю. Д. Искусство Древней Греции [Текст] / Ю. Д. Колпинский. - М.: Академия художеств СССР, 1961. - 76 с.: ил.
Полевой, В. М. Искусство Греции [Текст]: Древний мир / В. М. Полевой. - М.: Искусство, 1970. - 327 с.: ил.
Соколов, Г. И. Искусство Древней Греции [Текст] / Г. И. Соколов. - М.: Искусство, 1980. - 271 с.: ил. - (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
Отдел литературы по искусству