«Импрессионист в музыке»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Импрессионист в музыке», посвящённая 155-летию со дня рождения французского композитора Клода Эмиля Дебюсси.

   Клод Дебюсси (1862–1918) – известный французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию, получил Римскую премию. Ученик Л. Мармонтеля и Э. Гиро.

   Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 гг. посетил Россию.

   Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижёра и музыкального критика.

   Клод Дебюсси – один из ярчайших представителей импрессионизма. Его произведения отличаются необыкновенным музыкальным изяществом, поэтичностью, изысканностью музыкальных образов. В своём творчестве он опирался на французские музыкальные традиции: музыку французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическую оперу и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи.

   Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма современники считали оркестровую «Прелюдию к “Послеполуденному отдыху фавна”»,в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Дебюсси – опера «Пеллеас и Мелизанда», в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены три симфонических эскиза «Море» (1905) – это самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

   В некоторых произведениях – «Бергамасская сюита» для фортепиано (1890), музыка к мистерии Г. Д’Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911), балет «Игры» (1912) и др. – проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму. Они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений.

   Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь – 1910 г., 2-я – 1913 г.), снабжённые поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины.

   С 1915 года тяжёлая болезнь Дебюсси начала прогрессировать, но, несмотря на это, он до последних дней не прекращал свои творческие поиски. Умер композитор 26 марта 1918 года, так ни разу и не побывав на постановках своих произведений и не признавая славы, которая пришла к нему под конец жизни. Скромность – талант великих людей.

   Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров XX в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Литература, представленная на выставке:

1. Альшванг, Арнольд Александрович. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля [текст] / А. А. Альшванг. – М.: Музгиз, 1963. – 176 с.: нот. ил.

2. Дебюсси, К. Избранные письма [текст] / К. Дебюсси; сост. А. Розанова. – Л.: Музыка, 1986. – 286 с.: муз. пр., ил.

3. Дебюсси, К. Статьи, рецензии, беседы [текст] / К. Дебюсси; ред. А. Крюков. – Л.; М.: Музыка, 1964. – 279 с.: фот.

4. Дебюсси и музыка XX века [текст]: [сборник статей]. – Л.: Музыка, 1983. – 248 с.: нот.

5. Кремлев, Ю. Клод Дебюсси [текст] / Ю. Кремлев; ред. Т. Соколова. – М.: Музыка, 1965. – 792 с.: ил.

6. Куницкая, Раиса Ивановна. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси [текст] / Р. И. Куницкая. – М.: Музыка, 1982. – 88 с.

7. Мартынов, Иван Иванович. Клод Дебюсси [текст]: биография отдельного лица / И. И. Мартынов. – М.: Музыка, 1964. – 281 с.: портр.

8. Смирнов, В. Клод-Ашиль Дебюсси (1862–1918) [текст]: Краткий очерк жизни и творчества. Изд. 2-е, доп. / В. Смирнов. – 88 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика