«Импрессионист номер один»

      С 14 по 22 февраля отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Импрессионист номер один», посвященная 175-летию со дня рождения французского художника Клода Моне.

«Моне создал видение»
Поль Сезанн.

      Моне Клод Оскар (1840 — 1926), французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма.

      Одним из самых выдающихся художников импрессионистов был Клод Моне (14 февраля 1840, Париж, 6 декабря 1926, Живерни, Нормандия). Художественное образование Моне получил в Париже, занимался в студии Сюиса, посещал мастерскую художника академической ориентации Ш. Глейра. Особое внимание уделял полотнам К. Коро, Т. Руссо, Ш. Добиньи. Огромную роль для его творчества сыграло знакомство с молодыми живописцами, ищущими новые пути в искусстве: Базилем, Писсарро, Дега, Сезанном, Ренуаром, Сислеем и др. Именно в их кругу и зародился импрессионизм. Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы.

      Развивал достижения мастеров барбизонской школы и Будена в области пленэрной живописи («Лягушатник», 1869 г.).

 

«Лягушатник»

С конца 60-х гг. посвятил своё творчество исключительно пейзажу, трактуя человеческую фигуру как один из его естественных элементов.

«Дама с зонтиком»

 

«Женщины в саду»

 

«Терраса»

      Художественный мир Клода Моне очень разнообразен, среди его незабвенных творений встретишь портреты, пейзажи, натюрморты, сюжетные картины. Но самое большое место занимают пейзажные полотна: городские, деревенские, морские пейзажи, изображающие величественную природу с присутствием человека и без него.
      В своих картинах Моне добивался впечатления мягкой вибрации воздуха. Пейзажный мотив воссоздавался им как отдельная частица вечно живой природы, наполненная трепетом и бесконечным внутренним движением и словно выхваченная на мгновение из постоянно меняющегося потока жизни («Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 г.; «Скалы в Бель-Иль», 1886 г.).
      В 90-х гг., стремясь запечатлеть многообразные состояния природы и атмосферы в разное время дня и при разной погоде, избирая один и тот же определённый мотив, Моне создавал серии картин-вариаций («Стога сена», 1890— 1891 гг.; «Руанский собор», 1893—1895 гг.).
 
«Руанский собор»  
 

«Стога сена»

«Бульвар Капуцинок в Париже»

 

«Скалы в Бель-Иль»

 

      Для позднего периода творчества Моне характерны всё большее растворение материальных качеств предметного мира в зыбкой, как бы нереальной среде («Туман в Лондоне», 1903 г.), нарастание черт условной декоративности и подчёркнутой эскизности исполнения (серия панно «Кувшинки», 1914—1922 гг.). Моне много путешествовал. Он ездил в Норвегию, Венецию, Антиб, Швейцарию, Голландию, Англию. Очень часто ездил на своём личном автомобиле,  как в загородные поездки, так и в другие города и даже страны. Такое изобилие мест, в которых Моне пришлось побывать за свою жизнь, нашло отражение и в его творчестве. Было написано много картин         

«Туман в Лондоне»

«Мост Ватерлоо»

 

«Кувшинки»

«Уголок сада Манжероне»

 

Умер 6 декабря 1926 г. в Живерни (Нормандия).

 

Список литературы:

 

Богемская, К.Г. Клод Моне [Текст] / К.Г. Богемская. - М.: Искусство, 1984.- 143 с.: цв.ил.

Книга К.Г. Богемского посвящена крупнейшему представителю французского импрессионизма Клоду Моне. Жизненный путь художника показан на широком историческом и культурном фоне. История импрессионизма от его зарождения до поздних изменений проходит на страницах книги через подробное описание творчества Моне.

 

 

 

 

 

 

Рейтерсверд, О. Клод Моне [Текст] / О. Рейтерсверд. - M.: Прогресс, 1965. - 200 с.: ил.

Книга известного шведского искусствоведа Оскара Рейтерсверда "Моне" представляет собой научно-художественную монографию о крупнейшем французском художнике второй половины XIX - первой четверти XX века Клоде Моне.

В ней содержится очерк жизненного пути художника, характеризуется окружение, в котором он жил и работал. Основная ценность книги - в обилии фактического материала, открывающего новые, неизвестные ранее стороны жизни и деятельности Моне.

 

 

 

 

Тайандье, Ивон. Моне [Текст] / Ивон Тайандье.-М.: Слово, 1995. - 95 с.: цв.ил.

Издание посвящено творчеству французского живописца, одного из основателей импрессионизма Клода Моне (1840-1926).

 

 

 

 

 

 

 

Клод Моне [Текст] / авт., сост. В. А. Кулаков. - М.: Изобраз. искусство, 1989. - 175 с.: цв.ил. - (Мастера мирового  изобразительного искусства)

Вся история французского импрессионизма - от зарождения до расцвета и постепенного угасания - укладывается в долгую творческую биографию Моне. Настоящее издание дает определение данного направления в живописи, рассказывает об истоках импрессионизма, отличительных чертах, проводя параллель между жизнью художника Клода Моне и развитием жанра. В книге представлены цветные репродукции с картин художника, зарисовки, наброски.

 

 

 

 

 

 

Клод Моне. [Альбом]: картины из музеев Советского Союза / авт. вступ. статьи. Н. Н. Калинина. - Л.: Аврора, 1989. - 131 с.: цв.ил.

В альбоме все 20 полотен Моне воспроизведены в цвете. Во вступительной статье к альбому дается краткий очерк жизни и творчества художника. Полный научный каталог снабжен черно-белыми репродукциями с картин Моне из крупнейших музеев мира и частных собраний. Такое сопоставление поможет углубленно и всесторонне оценить искусство великого мастера пейзажиста, каким был и остается Клод Моне.

 

 

 

 

 

 

Если вас заинтересовала наша выставка, ждем вас в отделе литературы по искусству.

 

Отдел литературы по искусству

 

Яндекс.Метрика