«Художественные вечера. Аристарх Васильевич Лентулов»

   29 января в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча участников клуба «Художественные вечера. Эстетика».

    Ведущий проекта «Эстетика» Тамирлан Гаджиев рассказывал о творчестве русского художника-авангардиста Аристарха Васильевича Лентулова.

   Выдающийся русский художник-авангардист Аристарх Васильевич Лентулов появился на свет 135 лет назад – 16 января 1882 года. Живописец, перед которым закрыла свои двери Императорская Академия художеств, благодаря своему таланту прославился на весь мир.

   Аристарх Васильевич Лентулов родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Отец Аристарха был сельским священником, он умер, когда сыну исполнилось только два года. Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Становиться священником Аристарх Васильевич не захотел. Он поступил в Пензенское художественное училище, затем учился в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало Лентулова постоянно искать подработку: уроки, заказы.

   В 1905 вернулся в Пензу, окончил Пензенское училище и затем отправился в Петербург. На протяжении 1906 года Лентулов занимался в студии Кардовского и прошел основательную школу живописи и работы с натурой, но попытка поступить в Академию художеств в 1907 окончилась неудачей. 

   После этого начинающий художник словно забыл все, чему его так долго учили, и начал работать самостоятельно. Уже в 1908 на выставке «Венок» появились его работы из серии «купальщиц», в которых заметно увлечение творчеством Мориса Дени. С 1907 поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В 1908 он пишет картину «Портрет четырех». Лентулов работает над пейзажами, его творческая манера становится все более экспрессивной. В последующие годы Аристарх Васильевич Лентулов обращался к самым разнообразным течениям современного искусства, но ни одно из них так и не привлекло его.

   В 1910 Аристарх Лентулов вместе с Кончаловским, Машковым, Ларионовым, Гончаровой стал одним из учредителей объединения «Бубновый валет». Эти мастера в своем творчестве ориентировались на искусство Сезанна, но только Лентулов воспринял искусство великого французского художника в виде его следующей стадии – кубизма. Более того, он представил его самостоятельное прочтение, так как привнес в кубистическую живопись активный цвет.

   Осенью Лентулов уехал в Париж, где познакомился с музейными собраниями и современным искусством. В Лувре его внимание привлекли романтики Делакруа и Жерико, а в Салоне Марсова поля – современные мастера – приверженцы кубизма Дерен, Ле Фоконье и Леже, с которыми он вскоре подружился. Так как в Париже у Лентулова не было своей мастерской, он работал в студии Ле Фоконье и фактически занимался в Академии Ла Палетт, где преподавали Ле Фоконье и Метценже. Впоследствии эта Академия станет такой же Меккой для художников русского авангарда, как мюнхенская школа Антона Ашбе для мастеров предшествующего периода. В Париже Лентулов познакомился с французским кубизмом, но с первых шагов представил собственное видение этого искусства. Метод кубизма во Франции предполагал раздробление формы предмета. Лентулов форму сохранял, акцентируя внимание на строение предмета для передачи эмоционального впечатления («Автопортрет с женой», 1913; «Пейзаж. Скалы (Композиция)», 1913).

   В 1912 Аристарх Лентулов написал полотно «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года» к столетию этого события, в том же году оно появилось на выставке  «Бубнового   валета». Накануне его создания Лентулов путешествовал по Австрии и Италии, и знакомство с наследием великих мастеров итальянского Ренессанса вдохновило его на обращение к монументальным произведениям. Картина принадлежит кубизму, но основное внимание уделено не формам, а эмоциональной выразительности, возникающей при взаимодействии формы и цвета. Независимо от западноевропейских мастеров Лентулов одним из первых в России подошел к искусству кубофутуризма. С полотном «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года» связана легенда. Якобы один студент пообещал, что добровольно сядет в тюрьму, если художник сможет объяснить, что изображено на картине. Лентулов объяснил, но студент на суд не пришел.

   Друзья: Маяковский, Волошин, Хлебников, Брюсов, Таиров  в шутку называли Аристарха Лентулова Ярилой за необычайную солнечность его картин. В нем было что-то от русского богатыря – большой, дружелюбный, увлекающийся, музыкально одаренный человек широкой и доброй души. В творческие Аристарха Васильевича поиски и открытия сменяли друг друга, каждый раз поражая новыми гранями таланта. По словам Скрябина, Лентулов был ближе всех к его цветомузыке.

   В 1915 Лентулов написал и выставил автопортрет, вызывающе названный «Великий художник». Он написал себя во весь рост – дородный, чернявый, краснолицый, в какой-то фантастической желтой хламиде, расшитой едва ли не серебром, с рукой, залихватски упертой в бок, с ногтями, крашенными зеленой краской. Веселость и уверенность в себе – эмоциональная атмосфера автопортрета и других вещей молодого Лентулова. Он и правда был уверен в себе и для этого были немалые основания.  Аристарх Васильевич уверенно и свободно распоряжался линией, цветом, объемом, созидая совершенную гармонию своих кубистических фантазий. Работал играючи и радовался работе-игре.

 «Автопортрет», 1915г.

   В 1915–1916 Аристарх Васильевич оформил спектакль «Виндзорские проказницы» Шекспира для Камерного театра Таирова. Театр, очевидно, подтолкнул Аристарха Лентулова к созданию панно на тему «Купальщиц». В 1916 году после прекращения деятельности в объединении «Бубновый валет» Лентулов удалился в Новый Иерусалим под Москвой, где работал над серией пейзажей на тему древнерусской архитектуры, вернувшись к цветовому многообразию и богатству ее форм.

   В 20-е годы Лентулов становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами.

   Аристарх Васильевич Лентулов работал над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам. Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине. Он был профессором кафедры декоративной живописи в Государственных свободных мастерских и председателем Общества московских художников.

   В 1933-м в Москве состоялась персональная выставка, посвященная 25-летию художественной деятельности Лентулова. Аристарх Васильевич Лентулов  умер в Москве 15 апреля 1943 года.

   Всех заинтересовавшихся проектом «Художественные вечера. Эстетика» приглашаем в Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова в последний понедельник каждого месяца.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ

Яндекс.Метрика