Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Гений символизма», посвящённая 160-летию со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля.
Вдохновенное творчество М. А. Врубеля – одна из ярких страниц русского искусства. Жизнь и смерть, страдание и любовь, красота и нежность находят философское осмысление в его работах. В таинственной и чарующей сказке, в трагических коллизиях произведений Шекспира, Пушкина, Лермонтова Врубель видел светлое начало. Вера в красоту мира и высокое предназначение человека, гордого, сильного своим благородством и внутренней чистотой, не иссякала в искусстве Врубеля.
Гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши («врубель» по-польски – «воробей»). Рисовать Врубель начал рано. В восемь лет во время недолгого пребывания в Петербурге он под руководством отца посещает рисовальные классы Общества поощрения художников. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Девятилетний Врубель, по воспоминаниям его сестры, после двух посещений саратовской церкви, в которой была помещена копия «Страшного суда» Микеланджело, наизусть воспроизвёл её во всех характерных подробностях.
По окончании юридического факультета Петербургского университета, осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию художеств. Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов. На раннем этапе своего творчества Врубель уделял много внимания акварели, одновременно пробуя силы в станковой живописи.
Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провёл в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работу в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра», живописная материя которой проникнута духом печали.
«Девочка на фоне персидского ковра»
С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Врубель, переселившись в Москву, вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова. В эти годы Врубель выполняет панно и станковые произведения «Венеция», «Испания».
«Венеция»
Участвует он и в оформлении спектаклей-опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (1897), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане». Создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской «Египтянка», «Мизгирь», «Купава». Выступает в ролях мастера прикладного искусства и архитектора, проектируя фасад дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве.
В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова «Измаил-бей» и «Герой нашего времени».
«Герой нашего времени»
«Демон»
Главной темой творчества Врубеля в московский период стала тема Демона. В «Демоне» и иллюстрациях к одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова Врубель в символической форме ставит «вечные» вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество.
Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры – всё это оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая завершилась «Демоном поверженным».
Необычность изломанных форм «Демона поверженного» подчёркивает его гибель, обречённость, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы.
Врубель исполнил ряд портретов, отличающихся философской глубиной образа, стремлением подчеркнуть необычное в модели. Таковы портреты С. И. Мамонтова, К. Д. Арцыбушева, Н. И. Забелы-Врубель, портрет сына.
Портрет Саввы Мамонтова Портрет Н.И. Забелы-Врубель
В 1900-е гг. творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 года Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 году ослеп).
В эти годы лучшими произведениями Врубеля становятся графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева, «После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель», портрет В. Я. Брюсова.
Человеческая одухотворённость свойственна и сравнительно немногочисленным у Врубеля пейзажным работам («Дерево у забора») и натюрмортам («Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан»).
«Дерево у забора» «Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан»
Художник умер от воспаления лёгких в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари.
Список литературы:
1. Алпатов, М. Живописное мастерство Врубеля [Текст] / М. Алпатов. – М.: [б. и.], 2000. – 248 с.: ил.
2. Врубель [Текст] / сост. С. Г. Капланова. – Л.: Аврора, 1975. – 125 с.: ил.
3. Ракитин, Василий Иванович. Михаил Врубель [Текст] / В. И. Ракитин. – М.: Искусство, 1971. – 103 с.: ил. – Библиогр. в примеч.: с. 99–100.
4. Суздалев, П. К. Врубель и Лермонтов [Текст] / П. К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 240 с.: цв. ил.
5. Суздалев, П. К. Врубель. Музыка. Театр. [Текст] / П. К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 368 с.: цв. ил.
6. Тарабукин, Н. М. Врубель [Текст] / Н. М. Тарабукин. – М.: Искусство, 1974. – 175 с.: ил.
7. Ягодовская, А. Я. Михаил Александрович Врубель [Текст] / А. Я. Ягодовская. – М.: Художник РСФСР, 1966. – 67 с.: ил. (Народная библиотечка по искусству).
Отдел литературы по искусству