Философско-интеллектуальный клуб «Эпохе»

   7 апреля в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча участников интеллектуально-философского клуба «Эпохе».

   Тема встречи: «Социальная эпистемология и проблема национального фактора в современной познавательной культуре».

   Докладчиками встречи были кандидат философских наук, известный деятель искусства, руководитель интеллектуально-философского клуба «Эпоха» Сабир Гейбатов и магистрант кафедры онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета Джамбулат Ферзалиев.

   Социальная эпистемология – одна из современных областей исследования знания, которая последние 30 лет активно развивается на Западе и в России, продуцирует новые подходы и порождает дискуссии.
Теоретическое значение социальной эпистемологии определяется центральной ролью общества в процессе формирования знания. Её практическая важность связана с её возможной ролью в перестройке социальных институтов, ориентированных на хранение, переработку и производство информации. В методологическом отношении её отличает восприятие идей, результатов и методов социальных и гуманитарных наук в процессе философского анализа познавательного процесса, которое само стало возможным лишь в силу обретения самой философией социально-философской ориентации. Именно потому, что знание и познание были поняты как элементы более широкой области – мира человеческой деятельности и общения, – анализ познания стал усваивать представления, заимствованные из соответствующих научных дисциплин.

   В своём докладе магистрант философского факультета ДГУ Джамбулат Ферзалиев сказал: «Смена исторической эпохи всегда несёт за собой смену культурно-философской парадигмы, выражающей содержание общества и его основных сфер. Затем новый этап требует осмысления новых проблем, выдвигаемых общественной жизнью и научным познанием. Это касается и проблематики искусственного интеллекта, и бурного развития информационных технологий, и тех масштабных преобразований, которые демонстрирует нам современное информационное общество.

   В действительности в современном обществе существует острая необходимость в анализе разных социальных структур, социальных механизмов построения знания с точки зрения их вклада в обеспечение его надёжности: это центральная проблема настоящей социальной эпистемологии.

   Сегодня человечество вступает в общество знаний, информационное общество, в котором проблемы получения, распространения и использования знаний во многом определяют социальные и экономические процессы. Знание начинает играть новую роль в человеческой жизни и выступает в новом обличии. Именно с этим обстоятельством связано и бурное развитие познавательных процессов. Если раньшепроблемой познания занимались философия и психология, то сегодня наблюдается множество специальных дисциплин, объединённых в специальную науку».

   В современной духовной, образовательной и научной деятельности всё более очевидными становятся субъектный характер познавательной деятельности и её культурная обусловленность. В этой связи примечательны особенности познавательной культуры, которая аккумулирует традиции, нормы, идеалы познания, не сводясь к его когнитивным аспектам, включает в себя также отображения социальных факторов бытия общностей.

   Научными составляющими познавательной культуры предстают идеалы и нормы, методы и формы, принципы и критерии, принятые в науке. Наиболее предпочитаемые из них научным сообществом, оправдавшие себя продолжительной по времени эвристической эффективностью, составляют устойчивые системы в форме научных традиций. Философскими составляющими этой культуры являются всеобщие методы, принципы и другие основания науки и в целом познания, которые в той или иной степени зафиксированы в эклектике, софистике, метафизике, диалектике, отчасти в синергетике и в современных постмодернистских идеях. Одним из ключевых философских элементов в содержании познавательной культуры предстаёт картина мира, которая порой придаёт этой культуре ярко выраженную идеологическую окраску. Религиозное и этническое в познавательной культуре также касается способов и приёмов, уровней и ступеней, целей и идеалов познавательной активности человека, исторически складывающийся в религиозных и этнических традициях. В этой идеологической окраске, религиозных и этнических традициях значима социокультурная обусловленность познания.

   Обсуждение во время встречи было очень интересным. Одним из самых активных участников на этот раз стала кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора и народного искусства Патимат Расуловна Гамзатова.

Участникам диспута большое спасибо!

   Всех заинтересовавшихся философским клубом «Эпохе» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.

 

О.А. Алиева, главный библиотекарь

отдела культурных программ

Яндекс.Метрика