«Философская лирика Беллы Ахмадулиной»

   В малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 18 мая 2017 года прошло заседание философско-интеллектуального клуба «Эпохе».

   С докладом выступил участник литературного клуба «Верба» поэт Григорий Николаевич Адаров. На этом заседании участники философско-интеллектуального клуба «Эпохе» обсуждали творчество русской поэтессы Беллы Ахмадулиной – писательницы, переводчика, одной из крупнейших лирических поэтов второй половины XX века. Белла Ахмадулина – член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, почётный член Американской академии искусств и литературы, лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

   Её творчество всегда вызывало интерес у читателей. Григорий Николаевич Адаров постарался показать многогранность её таланта, многообразие тем, отражённых в её стихотворениях, преемственность с поэзией прошлого века, созвучие с поэзией современных авторов. Он характеризовал особенности лирики Беллы Ахмадулиной; показал, как факты биографии, время отражаются в её поэзии.

   Поэзия Б. Ахмадулиной такова, что и о простом, и о сложном она говорит сложно, то есть это манера человека образованного, сведущего во всех областях знаний. Её отличают наблюдательность, отличное знание родного языка. Она создала свой собственный поэтический язык.

   Мотивы её лирики самые разнообразные: любовь, товарищество, осмысление философских проблем (о времени, утратах, смерти, смысле жизни), поэтическое творчество. Это дань уважения, преклонения перед поэтами-акмеистами. «Вещность», «предметность» в её творчестве – это стихи о цветах. Во многих стихах мы видим образы-предметы: граммофон, свеча, футляр, перстень. Поэзия философична, глубокомысленна, она раскрывает отношение автора к миру, бытию.

   Белла Ахмадулина создаёт образы многоплановые, сложные, как сама жизнь. Как акмеисты видят жизнь в «вещном», в явлениях, и через них делают скрытые сопоставления и обобщения, так и в стихах Ахмадулиной мы находим новые смыслы, узнаём в них нечто близкое нашей душе.

   Анной Ахматовой в стихотворении «Мне ни к чему одические рати...» (1940) было сказано:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

   Вовсе, казалось бы, не поэтичны растения, с которыми сравнивает рождение стиха поэтесса. Более того, это сорные травы. Но мы будто их видим и, кажется, соглашаемся с Ахматовой, что её поэзия близка сердцу каждого.

   Воспеть – значит открыть подлинную красоту мира, высокий смысл отдельных его деталей, подробностей, примет.

   Ахмадулина удивительно выразительно и точно передаёт своё восхищение, любование божественной красотой вроде бы всем знакомых явлений:

Так щедро август звёзды расточал.

Он так бездумно приступал к владенью

И обращались лица ростовчан

И всех южан – навстречу их паденью.

                                                                                                        («Август» Беллы Ахмадулиной, написано в 1958 году.)

   Стихи привлекают искренностью, умением автора передать мимолётные впечатления от увиденного. Первое двустишие – развёрнутая метафора – создаёт яркую картину начала осени. Это только Белла Ахмадулина могла запечатлеть красоту листопада:

Так падали мне на плечи созвездья,

как падают в заброшенном саду

сирени неопрятные соцветья.

   Сравним со стихами А. Ахматовой:

Тот август, как жёлтое пламя,

Пробившееся сквозь дым,

Тот август поднялся над нами,

Как огненный серафим.

   Эти стихи объединяет почти одинаковая метафоричность. Если у Беллы Ахмадулиной сравнение с отцветшей неприглядной сиренью, то у Анны Ахматовой – с «мифическим серафимом». У обеих поэтесс жёлтые, красные тона, какие бывают осенью.

   Прямых перекличек со стихами акмеистов в поэзии Б. Ахмадулиной не встретишь. Воздействие акмеистической поэзии сказывается на ином уровне – в философии жизни, в стремлении жить и творить, быть верным творчеству.

   Олицетворения создают неповторимый мир природы, и мы невольно предаёмся музыке стиха, будто попадаем в волшебный мир:

Что делалось! Как напряглась трава,

чтоб зеленеть с такою полнотою,

и дерево, как медная труба,

сияло и играло над землёю.

   Или:

Сентябрь, не отводи своё крыло,

твоё крыло – оранжевого цвета…

   Здесь каждый предмет одушевлён, значителен, ярок. Благодаря метафорам («напряглась трава», «крыло оранжевого цвета»), перед нами предстаёт многоцветная картина художника-импрессиониста. В нём преобладают тёплые, радостные тона: оранжевого, сияние жёлтого, красного – все сочные, удивительно праздничные цвета. Эту палитру красок дополняют нарядные садовые цветы:

На палисадники, набитые битком,

всё тратилась и тратилась природа,

и георгин показывал бутон,

и замирал, и ожидал прироста.

   Поэтесса пишет о художниках, чьи пейзажи блекнут перед этим буйством красок:

Испуганных художников толпа

на цвет земли смотрела воровато,

кричала, что она не виновата…

и в доказательство тому

казала свои бедные палитры.

   С чувством торжества она восклицает:

…что жёлто и красно,

что зелено, – пусть здравствует вовеки!

   Как и Ахматова, Белла Ахмадулина стремится передать величественность мира и всех его проявлений, вводит в стихотворения слова и строки, приобщающие воспринимаемое сейчас, – к вечности.

   У поэтессы обострённое чувство поэтического слога. Её произведения изобилуют яркими эпитетами, сравнениями, метафорическими синонимами и антонимами. В своих стихах она пользуется разнообразием лексических возможностей языка, также поэтическими фигурами.

   Например, так она пишет о зиме:

Всё время важно и вельможно

шёл снег, себя даря и множа.

   Благодаря звукописи и словам «важно», «вельможно», «множа» привычное явление природы – снегопад – приобретает особую величественность, даже некую царственность, торжественность, космическую значимость.

   Чтобы понять и представить картины, созданные поэтессой, приходится вчитываться в строки её произведений, так как они сложны, неуловимы.

   Лирика Ахмадулиной полна скрытых цитат, интонационных примет её предшественников. Интересен у неё также приём «нанизывания» фактов:

Футляр, и медальон, и тайна в медальоне,

и в тайне – тайна тайн, запретная для уст.

   Основная черта её творчества заключается в том, что она умела быть оригинальной именно тогда, когда продолжала традицию.

   Именно такой осталась в русской литературе неповторимо талантливая поэтесса Б. Ахмадулина. Её признание: «…я мукою земною зову лишь то, что не воспето мною, всё прочее – блаженством я зову» – ещё раз подтверждает её верность творчеству, поэтическому идеалу. Да, она выполнила свою миссию «дарить людям радость» сполна:

Кто знает – вечность или миг

мне предстоит бродить по свету.

За этот миг иль вечность эту

равно благодарю я мир.

   Все заинтересовавшиеся философско-интеллектуальным клубом «Эпохе» могут узнать на сайте Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова тему и время очередного заседания.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ

Яндекс.Метрика