Философская беседа со школьниками

      19 апреля в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова рамках дискуссионного философского клуба "Время и бытие" состоялась беседа со школьниками на тему: "Философия как аксиология".

      Магистрант Дагестанского Государственного университета Джамирза Магомедов продолжает приглашать учащихся из разных  школ, интересующихся философией.

      Учение о ценности. Что такое ценность? Почему только в ХХ веке появилось учение о ценностях? В переводе с греческого "аксиос" означает "ценность". Соответственно аксиология - это учение о ценностях. Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его "меньшие собратья" животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?" Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей.

      В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

     Слово "ценность" было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее, только в ХХ веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что человек далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности. В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал. Современный философ сказал бы: "Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал". Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

      В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека. В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности.

      Решающий шаг к ней сделал Кант, он "развел" истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности. Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, аналитики, постмодернисты спорят между собой, прежде всего о ценностях.

      Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково, по крайней мере, в одном отношении. Ценность - это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность - это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект.

      Учащиеся с интересом слушали рассказ магистранта Джамирзы Магомедова  

      Такие встречи организатор клуба Джамирза Магомедов планирует проводить каждое воскресенье.

      Приглашаем всех заинтересовавшихся посетить дискуссионный клуб и встречи со школьниками. (3 этаж Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова)/

 

 Главный библиотекарь
отдела культурных программ Алиева О.А

Яндекс.Метрика