Философия трансгрессии Жоржа Батая

   12 января в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова прошла первая в этом году встреча дискуссионного философского клуба «Время и бытие». Организатор клуба, магистр философии Джамирза Магомедов, обозначил тему встречи: «Философия трансгрессии Жоржа Батая».

   Батай, Жорж (Bataille, Georges) (1897–1962), французский писатель и философ, в 1940–1950 годы – один из лидеров левых интеллектуалов во Франции, автор книг по проблемам философии, религии, экономики.

   Жорж Батай считал, что философские мысли необходимо раскрывать в нефилософских формах, таких как литература, поэзия и т.д. Участники клуба, следуя этой идее автора, сделали попытку осмыслить данную тему посредством короткого художественного произведения, в котором в слова персонажей были вложены мысли Ж. Батая.

   Что же понимается под трансгрессией? Это развитие, которое не определяется логикой социальной структуры, развитие, связанное, с творческим, бессознательным изобилием. Жорж Батай обвинял диалектику Гегеля в том, что она сохраняет преемственность знания посредством закона отрицания, всякий момент знания жертвует собой в интересах абсолюта, который обнадеживает, задает смысл. Моменты знания негативны, они преходящи, полнотой обладает лишь абсолютное знание. Негативный момент, жертвуя собой осознанно, с пониманием смысла сохраняет надежду, которая вынуждает к смирению перед лицом целого. Трансгрессия бессмысленна, она безнадежна, это тупой удар иррациональности, безосновательный, бессмысленный. Как в этом ключе понимать базовый материализм Жоржа Батая? Первичен мир, суждения о смысле, знании ради знания являются производными, зачем они? Они нужны для того, чтобы сохранить существующий порядок, трансгрессия пугает рациональность, она бессмысленна, она кажется чуждой и опасной, она таковой мыслится, логично, последовательно, обоснованно, что это значит? Недуг рациональности охватил мышление, оно не способно открыть для себя первичность бессмысленного мира, который пожирает все и вся, мира который не дает гарантий, мира, который толкает на индивидуальные гедонистические реализации.

   Но трансгрессия не только разрушительна, но и созидательна. Разрушительность или созидательность трансгрессии зависит от желания индивида.

 

   Дискуссия была очень интересной, присутствовали студенты факультета психологии и философии.  Всем большое спасибо.

Всех заинтересовавшихся дискуссионным философским клубом «Время и бытие» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.

Главный библиотекарь отдела

культурных программ О.А. Алиева

Яндекс.Метрика