В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 26 апреля состоялось очередное заседание дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
Участники клуба обсуждали тему «Философия практики В.И. Ленина».
С докладом выступал организатор клуба аспирант философского факультета Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов, который решил посвятить обсуждение дню рождения вождя пролетарской Октябрьской революции, выдающемуся философу и политику В. И. Ленину.
Доклад состоял из четырёх тезисов.
Тезис 1: о тождестве политики и философии. Политика направлена на изменение окружающего мира, философия есть продолжение политики; следовательно, и философия должна не объяснять мир, но изменять его, но ведь философия есть познание?! Нет, ведь философия не имеет объекта познания; к примеру, специальные науки имеют свой объект, но философия его не имеет, что же тогда есть философия? Она тогда есть практика преобразования окружающего мира, философия направлена на опровержение другой философии, она есть таким образом борьба за политическую власть. Всякая философия занята тем, что проводит демаркационную линию между самой собой и другими философскими теориями; так философия защищает себя от конкурирующих философий и пытается навязать своё господство.
Тезис 2: о том, что материя есть философская категория. Научное представление о материи меняется и будет меняться, но материя есть категория философская в смысле объективного существования, не зависимого от сознания окружающего мира. Когда идеалисты, замаскированные под эмпириков и эмпириокритиков, утверждают, что материя – категория сомнительная, они таким образом подменяют философское понятие материи научным, что неверно.
Тезис 3: о двойном представительстве философии – в политике и науке. Философию роднит с политикой то, что философия – такая же партийная практика, как и политика; идея о партийности в философии. Философию роднит с наукой то, что она так же, как и наука, есть поиск истины. Что есть философская истина? Она есть борьба за власть. Философия всегда есть философия некоторого класса, борьба философий есть борьба за классовые, экономические интересы. Не бывает другой философии кроме классовой, национальной и т. д.
Тезис 4: марксизм не есть философия в том смысле, что она есть наука об исторической борьбе идеализма и материализма, о борьбе господствующих и угнетённых классов, она есть наука исторического материализма.
Всем участникам клуба большое спасибо!
Всех заинтересовавшихся дискуссионным философским клубом «Время и бытие» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.
Главный библиотекарь отдела культурных программ О.А. Алиева
и аспирант философского факультета ДГУДжамирза Магомедов