«Эстетика. Художественные вечера»: Малевич

   В конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 30 января состоялась первая в 2017 году ежемесячная встреча проекта «Эстетика. Художественные вечера». Обсуждали творчество Казимира Севериновича Малевича – советского и российского художника-авангардиста польского происхождения, педагога, теоретика искусства, философа.

   Ведущий проекта «Эстетика» Тамирлан Гаджиев представил картины художника и прокомментировал их.

   Казимир Малевич родился в Киеве 11 февраля (23 февраля) 1879 года. Его родители по происхождению были поляками. Отец его, Северин, работал в качестве управляющего в Киеве на заводе известного в ту пору сахарозаводчика Терещенко. А вот согласно другим данным, отцом Казимира Малевича был белорусский фольклорист и этнограф Северин Антонович Малевич. Впрочем, если личность отца художника и вызывает вопросы, то доподлинно известно, что мать Казимира – Людвига Александровна – была обычной домохозяйкой.

   В семье родилось четырнадцать детей, но до зрелого возраста дожили лишь девять, и Казимир был старшим среди этой шумной ватаги. Малевичи решили всей семьёй перебраться в город Курск в 1896 году. С чем было связано решение о переезде – неведомо, известно лишь то, что Казимир там какое-то время трудился в должности мелкого чиновника, изнывая от рутинной тоски. Так продолжаться долго не могло, поэтому он всё-таки бросил карьеру клерка ради живописи.

   В 1907 году Казимир знакомится с Михаилом Ларионовым, и в течение следующих нескольких лет оба мастера совершенствуют примитивистский стиль, а также вступают в объединение «Бубновый валет» и более радикальный «Ослиный хвост». Стоит отметить, что картины Малевича являются интенсивнее и ярче по цвету, чем Ларионова, отражающие влияние Матисса.

   В 1911 году работы Малевича появляются на второй выставке Владимира Татлина и группы «Союз молодёжи» в Санкт-Петербурге. Год спустя работы Казимира на крестьянскую тематику находились на выставке «Ослиный хвост» в Москве.

 «Автопортрет», 1910 г.

   Картины Малевича демонстрировали поглощение западных авангардных влияний и сочетали в себе кубизм и футуризм, притом эти стили не были похожи на классические картины Брака или Пикассо.

   Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами, конечно же, были созданы тоже в стиле импрессионизма. Спустя какое-то время он со страстью увлёкся футуризмом. Был чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок и даже работал над костюмами и декорациями – одним словом, оформлял футуристическую оперу под названием «Победа над Солнцем» в 1913 году. Этот спектакль, прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда.

   Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления – супрематизма.

Казимир Малевич, «Точильщик»

   Профессиональный опыт Казимира Малевича оказался кладезем ценных знаний как для современников Малевича, деятелей авангарда, так и для последующих поколений живописцев. Этот опыт не был категоричен и вербализирован; но в этом и заключается ценность опыта Казимира Малевича, насыщенного метафизическим «чистым знанием», доступным для претворения художниками последующих поколений. Переоценка многих моментов истории авангарда и всей истории искусства XX века делают сегодня фигуру Казимира Малевича как никогда интересной и интригующей. Закрытость же биографии художника делает задачу для его исследователей более сложной, но выполнимой.

   В 1927 году работы Малевича выставлялись в Варшаве и Берлине. Эти выставки, наконец, принесли художнику международное призвание. К счастью для истории искусства, Казимир оставил большую часть своих работ не на территории Советского Союза, справедливо полагая, что советская власть со временем будет расправляться с модернистскими движениями. Художник скончался от рака в мае 1935 года в Ленинграде.

   В настоящее время Малевич рассматривается многими критиками в качестве важной фигуры абстрактных художественных движений дореволюционной России и одного из самых инновационных художников XX века.

   Всех заинтересовавшихся проектом «художественные вечера. Эстетика» приглашаем в Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова в последний понедельник каждого месяца.

Главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева

Яндекс.Метрика