В малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 28 ноября состоялась очередная ежемесячная встреча проекта «Эстетика. Художественные вечера». На встрече ведущий художественных вечеров Тамирлан Гаджиев представил присутствующим интересный рассказ о биографии и творчестве Константина Алексеевича Коровина – великого русского художника, живописца, писателя, представителя русского импрессионизма.
Автопортрет
Среди художников, громко заявивших о себе в 80-х годах XIX века и обозначивших новый этап в развитии русской живописи, – а это Левитан, Нестеров, Серов и Врубель, – особое, но столь же почётное место принадлежит Константину Коровину. Его искусство стало ярчайшим – в прямом и переносном смысле – явлением отечественной культуры конца XIX – начала XX века. Его сочные, жизнерадостные картины, так не похожие на работы передвижников, напоминали и говорили всем о светлом и радостном начале, которое всегда присутствует в нашей жизни. И хотя многим творчество молодого Коровина казалось тогда чересчур буйным и несерьёзным, истинные знатоки живописи понимали, что являются свидетелем рождения большого мастера, большого колориста и поэта в живописи.
Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911 год
Константин Алексеевич Коровин – брат известного художника Сергея Коровина. Родился в Москве 5 декабря 1861 года. Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь его учителями были такие художники, как А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. После обучения в Московском училище Константин Коровин поступил в Академию художеств в Петербурге.
С детства мальчика окружали художники. Его дед, купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин, любил искусство и покровительствовал живописцам. Мать и отец неплохо рисовали. После смерти деда отец художника разорился. Семья переехала жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Днями напролёт он пропадал в ближайшем лесу – Лосином острове. Скоро ему подарили ружьё, и Константин пристрастился к охоте. Это увлечение и вместе с тем любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.
Довольно рано Константин Коровин нашёл собственный почерк – яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической чёткости. В своих искромётных мемуарах художник вспоминает, что далеко не все его понимали, а многие и откровенно недолюбливали. Однако после беглого сопоставления некоторых фактов и воспоминаний о самом Коровине возникает стойкое ощущение кокетства великого мастера. Известно, что Василий Перов приводил учеников старших классов, часто людей довольно зрелых, смотреть, как работает Коровин. А некоторые преподаватели даже обращались за советом, как закончить картину.
По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем и душой любой компании. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, весёлый нрав – всё это заставляло окружающих с первых минут испытывать к нему глубокую симпатию. Об этом вспоминал и художник Михаил Нестеров. Если Коровина приглашали в старинную усадьбу, то там он влюблял в себя всех– от чопорных старух до «тургеневских» дворянских девушек.
Полюбил его и знаменитый меценат Савва Мамонтов, пригласивший художника работать в своей знаменитой Частной опере. Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым создавали оперы «Аида» и «Снегурочка». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с оперой Мамонтова дало возможность художнику «стать меценатом самому себе» – писать то, что захочется, и не думать о сроках. Тогда же, в середине 1880-х годов, Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг Коровина – Валентин Серов.
С художником Валентином Серовым они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников написано множество искусствоведческих статей, а о дружбе двух гениев в мемуарах вспоминал сам Коровин. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля. Серов и Коровин (в шутку их называли «Серовин» и «Коров») по приглашению Саввы Мамонтова отправились в путешествие на север. Итогом поездки стали не только великолепные картины, сыгравшие значительную роль в знакомстве России и всего мира с культурой Крайнего Севера. Собранный материал пригодился при оформлении павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оценённой публикой и принёсшей ему подлинный успех. Позже опыт подобной работы был повторён и расширен Константином Коровиным во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.
Константин Коровин много путешествовал, бывал на Севере, в Париже и других странах, где создавал восхитительные картины, наполненные красотами этих мест, наполненные их духом и традициями. Кроме того, работал как театральный художник, занимался оформлением Большого театра в Москве, Мариинского театра в Санкт-Петербурге, театра «Ла Скала» в Милане.
Константин Алексеевич Коровин также известен как участник многих художественных движений и объединений. Так, например, он участвовал в выставках художников-передвижников, объединений «Мир искусства», «Союз 36», Союза русских художников. С 1901 года Коровин являлся преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где некогда делал первые шаги в живописи.
Константин Коровин, пожалуй, один из самых жизнерадостных русских художников. Всю жизнь он стремился передать радость и красоту окружающего мира. Живописец, театральный декоратор, архитектор, художник прикладного искусства, писатель, педагог – он, кажется, обладал всеми мыслимыми и немыслимыми талантами.
Великий русский художник умер в Париже в 1939 году.
Главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева