В малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 27 июня состоялась очередная ежемесячная встреча проекта «Эстетика. Художественные вечера».
Постоянный ведущий художественных вечеров Тамирлан Гаджиев рассказал об Александре Александровиче Дейнеке (1899–1969) – советском живописце, графике и скульпторе, педагоге. Александр Дейнека – действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, член-корреспондент Академии искусств ГДР.
Свой рассказ о творчестве художника Тамирлан Гаджиев сопровождал слайдами произведений живописца.
Александр Александрович Дейнека вошёл в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. Картины художника Александра Дейнеки – классика соцреализма.
«Искусство, – писал Дейнека, – обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперёд на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несёт в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919–1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах «Безбожник у станка», «У станка», иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса «В огне». Картина «Оборона Петрограда» была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Будущие лётчики» (1937).
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства — мозаики: «Хорошее утро» (1959–1960), «Хоккеисты» (1959–1960), «Доярка» (1962) и «Красногвардеец» (1962).
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи – рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина «Эстафета по кольцу "Б"» (1947), мозаика «Лыжники» (1950), скульптуры «Стометровка», «Бегущая спортсменка» и многие другие – убедительное тому подтверждение.
Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвящённые русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остаётся мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуёмного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций – «Оборона Севастополя» – исполнена в 1942 году.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougall’s.
В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады, и мрачные дни. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина «Оборона Петрограда» долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твёрдым в своих воззрениях на искусство.
Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.
Напоминаем, что проект «Эстетика. Художественные вечера» подразумевает популярное обсуждение произведений для самого широкого круга интересующихся и будет проходить каждый последний понедельник месяца в 17:00 в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова.
Главный библиотекарь отдела культурных программ О.А. Алиева