В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 1 марта состоялось очередное заседание дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
На этот раз участники клуба обсуждали тему «Экзистенциализм – это гуманизм».
Организатор клуба магистр философии Джамирза Магомедов поприветствовал всех участников и гостей клуба и предоставил слово докладчику, юристу по образованию, постоянному участнику клуба Магомеду Магомедову.
Экзистенциализм, или философия существования – одно из крупнейших направлений философии XX века. Возникло накануне первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после неё – в Германии (Хайдеггер, Ясперс), а в период второй мировой войны – во Франции (Марсель, Сартр, Камю). После войны экзистенциализм широко распространился и в других странах, в том числе в США. В 50–60-е годы стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных культурных факторов эпохи, определял интеллектуальные поиски широких слоёв интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу и искусство. Различают экзистенциализм религиозный (Шестов, Бердяев, Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). Предшественниками экзистенциализма считают Паскаля, Кьеркегора, Достоевского, Ницше. Большое влияние на экзистенциализм оказала также феноменология Гуссерля.
У поколения интеллигенции, пережившего первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20–30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, попыталась рассмотреть человека в его «хождениях по мукам», в претерпевании жестоких исторических испытаний. Экзистенциализм обращается к проблеме человеческого существования в мире, к таким явлениям жизненного ряда, как вера, надежда, боль, страдание, забота, тревога, любовь, страсть и т.д. Экзистенциализм исследует сознание на дорефлексивном уровне, в процессе непосредственного «наивного» контакта человека с миром, переживающего свою «заброшенность» в мир «здесь и теперь». Так, размышляя о сущности человека, Камю пишет: «...Если же я попытаюсь понять это Я, в коем я столь уверен, если я предпринимаю попытку определить и понять его в целостности, то это Я расплывается в моих руках и протекает меж пальцев, словно вода... Для меня самого мне навсегда суждено остаться чужим». Эти слова прекрасно выражают актуальность данной работы – человек в ходе своего интеллектуального развития находится в процессе непрерывного поиска самого себя.
Человек «всегда находится впереди самого себя», как пишет Сартр: бытие, сознание есть всегда «не то, что оно есть, а то, что оно не есть», оно осуждено пребывать «вне себя самого», и как раз в этом заключена его подлинная (экзистенциальная) сущность.
В частности, «экзистирование», или «трансцендирование», означает, что человек не исчерпывается тем, что он есть на самом деле, наличие теперь или чем стал в прошлом; он не есть то, каким он реализовал себя в своих поступках, творениях и личном облике. Он есть прежде всего свои возможности неисчерпаемые, неограниченные и не реализуемые до конца. Он определяется через будущее (свои проекты, замыслы и устремления), а не через прошлое; через долженствование, а не через свою действительность. Из этой онтологической устремленности бытия-сознания вовне и возникает, согласно экзистенциалистам, долженствование как способ существования человека.
Экзистенциализм подчёркивает драматизм и трагичность человеческого бытия, неисполнимость замыслов и проектов, отторженность смысла жизни от социально-исторических процессов, вечный разлад человека с собой по поводу поисков своей «подлинности», отсутствие внешних ориентиров в моральном выборе и прочее. Человеческое бытие есть вечное становление, не имеющее никакой конечной цели и предметного результата. Его драматизм и безысходность обретают значение подлинно человеческого удела и призвания. Трагедия, поражения, падения и противоборство с собой это не жизненный путь человека к чему-то, не испытание и искупление на пути к спасению, не цена истории, которую человек платит ради достижения собственных целей, а единственный, исчерпывающий смысл человеческого существования, если угодно, его назначение. По этой общепризнанной ранее схеме человек сначала уясняет себе, что он такое (по своей сущности, понятию человека, в идеале, каким он ещё должен стать, или же по своей индивидуальной природе и естественным интересам), а затем, исходя из этого понимания и самосознания, решает, что ему следует желать, предпочесть и делать. Всякое такое основание, соображение, признание необходимого или обязательного является, с точки зрения экзистенциалистов, уже результатом более изначального, ещё до того совершённого выбора, исконного порыва, предпочтения. Когда человек что-то решает, то приведение им оснований, доводов «за» и «против», осознание своих мотивов, выделение существенных обстоятельств и прочее лишь внешне «рационализируют» спонтанный акт выбора. Таким образом, экзистенциально истолкованная свобода – полный антипод классически интерпретированной «свободы разумной», деятельности «со знанием дела», на основе самосознания или с пониманием объективных обстоятельств.
Экзистенциалисты резко критически оценивают предшествующую рационалистическую философию, которая, по их мнению, оставляла в стороне живой, конкретный опыт человеческого существования в мире и сосредотачивала внимание на процессе познания. В центре их внимания – непосредственное переживание человеком своей ситуации в мире, его самоопределение в бытии, свобода и ответственность.
Всем участникам клуба большое спасибо!
Всех заинтересовавшихся дискуссионным философским клубом «Время и бытие» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.
Главный библиотекарь отдела культурных программ О.А. Алиева