В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству развёрнута выставка «Двадцать лет подвига», посвящённая 210-летию со дня рождения русского художника Александра Андреевича Иванова.
«Вы подаёте не только великий пример художникам, но даёте свидетельство о той непочатой,
цельной натуре русской, за которую мы так страстно любим Россию, так горячо надеемся на её будущность!»
А. Герцен
Александр Андреевич Иванов – русский художник, крупнейший мастер русского изобразительного искусства академизма, создатель произведений на библейские и мифологические сюжеты. Родился он в 1806 году в семье видного живописца-классициста Андрея Ивановича Иванова. В возрасте одиннадцати лет стал обучаться в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Отец был главным наставником будущего мастера. В 1824 году Иванов был награждён малой золотой медалью за написанную по академической программе картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора».
«Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника первого класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Ранние полотна Иванова свидетельствуют о том, что молодой художник блестяще усвоил принципы академического классицизма.
«Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару»
В 1830 году, как пенсионер Общества поощрения художеств, Александр Иванов выехал за границу для дальнейшего совершенствования в живописи и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме. Александр Иванов начал своё творчество в Италии с эскиза к неосуществлённой картине «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина».
«Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина»
Затем, в первой половине 1830-х годов, живописец написал картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» и «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (за эту работу Иванов получил звание академика в 1836 году). Библейско-евангельская тема становится для Иванова философией творческого поиска. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне явление Мессии народу, то есть приход Спасителя к толпе «лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных» (из описания в записной книжке художника 1830-х годов), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от скорбей и бед, мощным жестом указывая на приближающегося издали Бога-Сына. Работа над картиной растянулась на двадцать лет, начиная с 1837 года, размеры произведения живописца стали поистине гигантскими – пять с половиной на семь с половиной метров.
«Явление Христа народу»
За двадцать лет работы над картиной художник создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, а также множество этюдов, неплохих пейзажей. В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Россию и явиться в Санкт-Петербург вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии художеств в Зимнем дворце и произвела сильное впечатление на общественность. Однако показ картины не стал триумфальным, адекватным «мессианским» надеждам художника. Иванову пришлось столкнуться с равнодушием и либеральных кругов, и официальной критики.
Живописец-философ Александр Андреевич Иванов скоропостижно скончался в июле 1858 года от холеры.
Список литературы:
1. Иванов Александр Андреевич [Текст] / автор-сост. М. М. Алленов. – Л.: Художник РСФСР, 1989. – 31 с.: ил.
2. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / худож. Б. В. Воронецкий. – Л.: Аврора; Ленинград: Аврора, 1970. – 300 с. : ил.; 300 с.: ил.
3. С веком наравне [Текст]. Кн. 1. – М.: Молодая гвардия, 1966. – 320 с.: ил.
4. Загянская, Галина Аврамовна. Пейзажи Александра Иванова [Текст]: проблема живописного метода художника / Г. А. Загянская. – М.: Искусство, 1976. – 120 с.: ил.
5. Александр Андреевич Иванов [Текст]: альбом / сост. М. М. Ракова. – М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1962. – 55 с.: рис., цв. ил.; 21 см (Мастера русского искусства).
Отдел литературы по искусству