«Дум высокое стремление…»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка  «Дум высокое стремление…»,  посвященная 140-летию со дня рождения  российского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзя.

   Имя этого скульптора широко известно и в нашей стране и за рубежом. Все его творчество проникнуто чувством глубокого патриотизма. Даже его псевдоним происходит от названия народа, к которому он принадлежал.

   Степан Нефёдов родился 8 ноября 1876 года в эрзянском селе Баево в семье крестьянина. С детства его окружала великолепная природа родного края – дремучие мордовские леса, речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный поток, необозримые пространства полей. Большое влияние на будущего скульптора оказали языческие верования его земляков ­– эрзя поклонялись священным деревьям, чтили души камней, родников и рек.

   Самостоятельную жизнь он начал с 14-летнего возраста и в течение десяти лет занимался самыми разными промыслами, в том числе расписывал храмы с артелями богомазов. Судьба Степана Дмитриевича резко изменилась в 1901 году, когда местные купцы, пораженные его рисунками, показали их директору московского Строгановского училища. Толком не зная русского языка, будущий художник отправился в Москву учиться.

   Окончив училище  в 1906 году, Степан Эрьзя продолжил свое образование в Европе. Семь лет мордовский скульптор провел в Италии и Франции. Первый громкий успех пришел к художнику в 1909 в Венеции на 8-й Международной выставке, где была продемонстрирована композиция «Последняя ночь осужденного перед казнью».

Последняя ночь осужденного перед казнью

   После возвращения в 1914 в Россию Эрьзя поселился по соседству с С. Т. Коненковым, который оказал значительное влияние на последующее творчество художника. В этот период скульптор работал не только в мраморе, он использовал и необычные для станковой скульптуры материалы, такие как цемент и железо.

Ассирийка

                                                                                                                                 Марта. Цемент тонированный                                            Спокойствие. Мрамор

   В 1926 году Степан Дмитриевич  со своей выставкой поехал во Францию и на Родину решил не возвращаться. Он поселился в Аргентине. Именно тут совершенно неожиданно для самого себя он обнаружил то, что искал –  необыкновенный материал, с которым впоследствии будет неизменно связано его творчество, дерево местного происхождения – кебрачо. Многие пластические приёмы работы с ним были подсказаны мастеру резными деталями эрзянских изб, затейливым орнаментом деревянных долбленных традиционных сундуков  и  предметов домашней утвари. Как писала аргентинская пресса, скульптор стал покорителем кебрачо.

                                                                                                                                              Испанка. 1942. Кебрачо.                   Портрет аргентинской женщины.1935.Кебрачо

   В 1950 году Эрьзя получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ. Ему была выделена мастерская в Москве в районе Сокола, где он работал и устроил свою постоянную выставку. В 1956 году  Степан Дмитриевич Эрьзя  был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

   Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года.  Похоронен в Саранске.

   Достойной данью памяти Степана Дмитриевича Эрьзи является Мордовский республиканский музей, носящий его имя и обладающий самой большой (свыше 200 работ) и уникальной коллекцией его скульптур.

   Произведения Степана Дмитриевича Эрьзи раскрывают его сложный творческий путь, его бесконечные искания, яркую и сильную художественную индивидуальность. Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать зрителя и преклоняться перед гениальным творением природы. Высокий гуманизм, поэтичность и глубина творчества выдающегося скульптора будут притягательны во все времена.

Список литературы:

1. Абрамов, Кузьма Григорьевич. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) [Текст]: Биогр. очерк / Кузьма Абрамов. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1976. – 65 с.: ил.

2. Воспоминание о скульпторе С. Д. Эрьзя [Текст] / сост. Г. С. Горина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1972. – 224 с.: ил.

3. Дофман, Нелли Абрамовна. Каталог произведений С. Д. Эрьзя [Текст] / Н. А. Дофман. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1969. – 95 с.: ил.

4. Осянина, Татьяна. Десять путешествий скульптора Эрьзи [Текст] / Т. Осянина. – Саранск: Издательство Центр ИСИ МГУ Н.П. Огарева, 2008. – 48 с.: ил.

5. Полевой, Борис Николаевич. С. Эрьзя (Степан Дмитриевич Нефедов) [Текст] / Б.П. Полевой. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1969. – 72 с.: ил.

6. Пудваль, Анатолий Руфимович. Здравствуйте, Эрьзя! [Текст]: Биографическая повесть / А.Р. Пудваль. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989. – 174 с.: ил.

7. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов). Столетие со дня рождения. [Текст]: Каталог выставки. – Москва: Советский художник, 1976. – 60 с.: ил.

8. Сутеев, Григорий Осипович. Скульптор Эрьзя [Текст]: [Биографические заметки и воспоминания]. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1968. – 142 с.: ил.

9. Трофимов, Виктор Иванович. Эрьзя в Баку [Текст] / В. И. Трофимов. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1970. – 47 с.: ил.

10. Эрьзя Степан Дмитриевич [Текст] / автор-составитель М. Н. Баранова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989. – 240 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

 

Яндекс.Метрика