Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Дум высокое стремление…», посвященная 140-летию со дня рождения российского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзя.
Имя этого скульптора широко известно и в нашей стране и за рубежом. Все его творчество проникнуто чувством глубокого патриотизма. Даже его псевдоним происходит от названия народа, к которому он принадлежал.
Степан Нефёдов родился 8 ноября 1876 года в эрзянском селе Баево в семье крестьянина. С детства его окружала великолепная природа родного края – дремучие мордовские леса, речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный поток, необозримые пространства полей. Большое влияние на будущего скульптора оказали языческие верования его земляков – эрзя поклонялись священным деревьям, чтили души камней, родников и рек.
Самостоятельную жизнь он начал с 14-летнего возраста и в течение десяти лет занимался самыми разными промыслами, в том числе расписывал храмы с артелями богомазов. Судьба Степана Дмитриевича резко изменилась в 1901 году, когда местные купцы, пораженные его рисунками, показали их директору московского Строгановского училища. Толком не зная русского языка, будущий художник отправился в Москву учиться.
Окончив училище в 1906 году, Степан Эрьзя продолжил свое образование в Европе. Семь лет мордовский скульптор провел в Италии и Франции. Первый громкий успех пришел к художнику в 1909 в Венеции на 8-й Международной выставке, где была продемонстрирована композиция «Последняя ночь осужденного перед казнью».
Последняя ночь осужденного перед казнью
После возвращения в 1914 в Россию Эрьзя поселился по соседству с С. Т. Коненковым, который оказал значительное влияние на последующее творчество художника. В этот период скульптор работал не только в мраморе, он использовал и необычные для станковой скульптуры материалы, такие как цемент и железо.
Ассирийка
Марта. Цемент тонированный Спокойствие. Мрамор
В 1926 году Степан Дмитриевич со своей выставкой поехал во Францию и на Родину решил не возвращаться. Он поселился в Аргентине. Именно тут совершенно неожиданно для самого себя он обнаружил то, что искал – необыкновенный материал, с которым впоследствии будет неизменно связано его творчество, дерево местного происхождения – кебрачо. Многие пластические приёмы работы с ним были подсказаны мастеру резными деталями эрзянских изб, затейливым орнаментом деревянных долбленных традиционных сундуков и предметов домашней утвари. Как писала аргентинская пресса, скульптор стал покорителем кебрачо.
Испанка. 1942. Кебрачо. Портрет аргентинской женщины.1935.Кебрачо
В 1950 году Эрьзя получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ. Ему была выделена мастерская в Москве в районе Сокола, где он работал и устроил свою постоянную выставку. В 1956 году Степан Дмитриевич Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске.
Достойной данью памяти Степана Дмитриевича Эрьзи является Мордовский республиканский музей, носящий его имя и обладающий самой большой (свыше 200 работ) и уникальной коллекцией его скульптур.
Произведения Степана Дмитриевича Эрьзи раскрывают его сложный творческий путь, его бесконечные искания, яркую и сильную художественную индивидуальность. Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать зрителя и преклоняться перед гениальным творением природы. Высокий гуманизм, поэтичность и глубина творчества выдающегося скульптора будут притягательны во все времена.
Список литературы:
1. Абрамов, Кузьма Григорьевич. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) [Текст]: Биогр. очерк / Кузьма Абрамов. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1976. – 65 с.: ил.
2. Воспоминание о скульпторе С. Д. Эрьзя [Текст] / сост. Г. С. Горина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1972. – 224 с.: ил.
3. Дофман, Нелли Абрамовна. Каталог произведений С. Д. Эрьзя [Текст] / Н. А. Дофман. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1969. – 95 с.: ил.
4. Осянина, Татьяна. Десять путешествий скульптора Эрьзи [Текст] / Т. Осянина. – Саранск: Издательство Центр ИСИ МГУ Н.П. Огарева, 2008. – 48 с.: ил.
5. Полевой, Борис Николаевич. С. Эрьзя (Степан Дмитриевич Нефедов) [Текст] / Б.П. Полевой. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1969. – 72 с.: ил.
6. Пудваль, Анатолий Руфимович. Здравствуйте, Эрьзя! [Текст]: Биографическая повесть / А.Р. Пудваль. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989. – 174 с.: ил.
7. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов). Столетие со дня рождения. [Текст]: Каталог выставки. – Москва: Советский художник, 1976. – 60 с.: ил.
8. Сутеев, Григорий Осипович. Скульптор Эрьзя [Текст]: [Биографические заметки и воспоминания]. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1968. – 142 с.: ил.
9. Трофимов, Виктор Иванович. Эрьзя в Баку [Текст] / В. И. Трофимов. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1970. – 47 с.: ил.
10. Эрьзя Степан Дмитриевич [Текст] / автор-составитель М. Н. Баранова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989. – 240 с.: ил.
Отдел литературы по искусству