Дуализм наследственного и социального в формировании личности

   В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 9 февраля прошла встреча дискуссионного философского клуба «Время и бытие». Магистр философии Джамирза Магомедов, организатор клуба, обозначил тему встречи: «Дуализм наследственного и социального в формировании личности».

   С докладом выступал студент 5-го курса Дагестанской медицинской академии Фейзула Велиханов. Докладчик сказал о том, что в научной литературе наследственный детерминизм часто противопоставляется социальному, будто эти два вида поведенческого детерминизма отрицают друг друга, и высказал мысль, что между ними нет жёсткой противоположности. Далее Фейзула говорил о различных концепциях, по-разному толкующих дуализм этих типов детерминизма.

   Магистр философии Джамирза Магомедов считает, что оба вышеуказанных детерминизма не способны объяснить поведение человека в обществе, поскольку как наследственность, так и социальность находятся в процессе непрерывного становления. Человек в процессе творческой деятельности формирует не только себя, но и среду в которой он существуют. Несмотря на то, что человек воспринимает общество, общественные институты, общественные отношения как нечто чужеродное, именно он объективно является творцом данных феноменов, что значит понимание человека как творческого существа, способного на ресубъективацию. Именно способность к ресубъективации позволяет человеку по-настоящему структурно изменять окружающую действительность. Что же касается решения проблемы дуализма наследственного и социального детерминизмов, то она решается либо в пользу наследственности, либо в пользу социальности, но и то и другое берётся изолированно от человека, как нечто чуждое, позитивное (в гегелевском смысле) и неизменное, в то время как наша точка зрения полагает пропитанное субъективностью понимание социального как результат практической деятельности человека, и следовательно социального, зависящего от человека, позволяет объяснить исторические события как то, что совершается самим человеком. Наследственность, по нашему мнению, тоже следует понимать как гибкую систему, которая может быть изменена в зависимости от индивидуальных или коллективных действий, то есть наследственность следует понимать как систему, обладающую колоссальным потенциалом к изменчивости.

   Студент медицинской академии Фейзула Велиханов верно заметил, что противопоставление двух видов детерминизма ставит человека перед ложным выбором, когда любой выбор оказывается проигрышным. Наследственность и социальность необходимо понимать как открытые для самого человека структуры, позволяющие человеку формировать себя планомерно в соответствии с рефлектирующей проектностью человеческой субъективности.

   Обсуждение прошло живо и интересно. Очень приятно, что активное участие в философских диспутах принимают молодые люди, в том числе студенты факультета психологии и философии ДГУ.

Всем участникам клуба большое спасибо!

Всех заинтересовавшихся дискуссионным философским клубом «Время и бытие» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.

Главный библиотекарь отдела

культурных программ О.А. Алиева

Яндекс.Метрика