Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова для посетителей библиотеки организована выставка «Дело жизни – служение народу», посвящённая 185-летию со дня рождения русского мецената, основателя галереи Павла Михайловича Третьякова.
Всемирно известную Третьяковскую галерею посещают 1,5 миллиона человек в год. Однако далеко не всем посетителям знакома история её создания, а также имена тех людей, благодаря которым она появилась.
В историю русской художественной культуры второй половины XIX века Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы вошли как коллекционеры и основатели ставшей знаменитой на весь мир национальной галереи. Братья Третьяковы целеустремлённо занимались благотворительностью, они оставили заметный след в истории Москвы и отечественного искусства, многое сделали на благо всей страны.
Идея создания национального музея принадлежит старшему из братьев Третьяковых – Павлу Михайловичу. Родился он в богатой семье 27 декабря 1832 года, принадлежал к купеческому роду. В детстве получил отличное домашнее образование. Повзрослев, помогал отцу в коммерческих делах.
Павел Михайлович известен нам прежде всего как основатель Третьяковской галереи. С чего же началась его тяга к коллекционированию? Данное в молодости обещание создать «национальную галерею», то есть состоящую из картин русских художников, именно в Москве он последовательно реализовывал всю жизнь. Первыми его приобретениями оказались полотна голландских художников. Через несколько лет Третьяков приобретает картины Худякова и Шильдера. Картины этих художников стали основой для будущей выдающейся коллекции.
В. Г. Худяков. «Стычка с финляндскими контрабандистами»
Он коллекционировал в основном произведения современников, приобретал картины на художественных выставках, заглядывал и в мастерские, где покупал только что написанные картины. Третьяков делал очень многое для поддержки русских художников. Павел Михайлович не ограничивался одиночными покупками. У Василия Васильевича Верещагина, например, купил разом 144 картины и ещё 127 рисунков, написанных карандашом. У Василия Поленова купил 102 этюда, а у Виктора Васнецова были куплены собрания его эскизов.
В коллекции Третьякова были представлены лучшие работы лучших русских художников. Картины Репина, Перова, Крамского, Левитана, Сурикова, Серова – всё было собрано в одну большую дорогостоящую коллекцию.
В. Перов «Тройка»
В 90-е годы XIX века Павел Михайлович обращает внимание на древнерусскую живопись. Коллекцию начинают пополнять иконы. Брат Сергей разделял его увлечения и тоже собирал картины – правда, европейских художников. В 1892 году Сергей умер, и свою коллекцию он завещал Павлу. Третьяковская галерея пополнилась залами художников западной школы.
Коллекция становилась всё более и более значительной. Слава о ней разнеслась не только по всем городам и всей Российской Империи, но и по Европе. Европейцы, приезжавшие в Россию, во что бы то ни стало хотели увидеть потрясающую коллекцию.
В последний летний месяц 1892 года Третьяков подарил свою коллекцию своему городу – Москве. В коллекции Павла Михайловича насчитывалось множество картин, икон и рисунков. Спустя год состоялось открытие «Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». После того как коллекция картин стала государственной, он не бросил любимого дела, продолжая покупать картины и всячески помогать художникам, год за годом пополняя свой музей новыми произведениями русского искусства.
Меценат Павел Третьяков оставил огромный след в русской истории, собрав великолепную коллекцию картин. Он помогал художникам найти в жизни применение своего таланта. Судьба многих талантливых живописцев была непростой, а Павлу Михайловичу удавалось сделать её чуть лучше.
Умер Павел Третьяков в конце 1898 года, похоронен в Москве.
Павел Михайлович Третьяков вошёл в российскую историю как настоящий герой, который немало сделал для своей Родины и её процветания. Более того, многие искусствоведы характеризуют его как истинного патриота своей страны. Конечно, с этим трудно не согласиться. Ведь целью Павла Михайловича было собрать как можно большую коллекцию именно российских произведений, приумножить и показать во всей красе российский фонд изобразительного искусства. Более того, Третьяков не имел абсолютно никакого художественного образования, тем не менее, безошибочно выбирал лучшие экспонаты для своей галереи. Биография Павла Михайловича Третьякова служит прекрасным примером того, сколько полезного можно сделать для своей страны.
Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию её основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства.
Литература, представленная на выставке:
1. Боткина, А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве [Текст]: монография / А. П. Боткина; ред. М. Б. Аптекарь; ответ. ред. В. С. Кеменов. – М.: Изд-во Госуд. Третьяковской галереи, 1951. – 310 с.: ил.
2. Юденкова, Татьяна Витальевна. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века [Текст] / Татьяна Витальевна Юденкова. – М.: БуксМАрт, 2015. – 527 с.: фот., портр., факс., [48] л. цв. ил.
3. Анисов, Л. Третьяков [Текст] / Л. Анисов. – М.: Интердиалект+, АМТ, 1998. – 336 с.: ил.
4. Переписка В.В. Верещагина и П.М. Третьякова 1874–1898 [Текст] / ред. Л. М. Тарасов. – М.: Искусство, 1963. – 138 с.: ил.
5. Боткина, А. П. П.М. Третьяков [Текст] / А. П. Боткина. – М.: Искусство, 1995. – 376 с.: ил.
6. Боткина, А. П. П.М. Третьяков [Текст] / А. П. Боткина; авт. предисл. В. С. Кеменова. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 288 с.: портр. (Жизнь в искусстве).
7. Порудоминский, В. И. Первая Третьяковка [Текст]: рассказы / В. И. Порудоминский; ответств. редактор Н. П. Посвянская. – М.: Дет. лит., 1979. – 127 с.: ил.
Отдел литературы по искусству