13 января в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова прошла первая в этом году встреча участников клуба «Время и бытие».
Организатор клуба – философ, магистрант Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов – выступил с докладом «Деконструкция Жака Деррида».
Жак Деррида – французский философ-структуралист, культуролог. Автор работ: «О грамматологии» (1967), «Голос и явление» (1967), «Рассеяние» (1972), «Позиции»(1972), «Призраки Маркса» (1993) и др.
Родился 15 июля 1930 г. в Алжире. В 1952 г. поступил в Высшую Нормальную школу, где познакомился с М. Фуко, Л. Альтюссером.
В 1960–1964 гг. Деррида преподает в Сорбонне, затем в Высшей Нормальной школе, в Высшей школе исследований в социальных науках.
Деррида часто ездит с лекциями по Европе. В 1981 г. он выступает в поддержку чешских интеллектуалов-диссидентов. Во время пребывания в Чехословакии был арестован коммунистическими властями по обвинению в «производстве и торговле наркотиками». Был освобожден после личного вмешательства президента Франции Ф. Миттерана.
В 1983 г. Деррида стал одним из основателей Международного философского колледжа. В 1988 г. он встречался с палестинскими интеллектуалами на оккупированных территориях.
В его работах, говоря его же словами, «скрещиваются» самые разные тексты – философские, литературные, лингвистические, социологические, психоаналитические и всякие иные, включая те, которые не поддаются классификации. Возникающие при этом тексты представляют собой нечто среднее между теорией и вымыслом, философией и литературой, лингвистикой и риторикой. Их трудно подвести под какой-либо жанр, они не укладываются ни в какую категорию. Сам автор называет их «внебрачными», «незаконнорожденными».
Деррида известен, прежде всего, как создатель деконструктивизма. Таковым он стал не столько по своей собственной воле, а благодаря американским критикам и исследователям, которые адаптировали его идеи на американской почве. Деррида согласился с таким наименованием своей концепции. Используя термин «деконструкция», он «не думал, что за ним будет признана центральная роль». Размышляя над этим понятием, Деррида заметил: «Америка – это и есть деконструкция», «главная ее резиденция». Поэтому он «смирился» с американским крещением своего учения.
Вместе с тем Деррида неустанно подчеркивает, что деконструкция не может исчерпываться теми значениями, которые она имеет в словаре: лингвистическое, риторическое и техническое (механическое, или «машинное»). Отчасти это понятие, конечно, несет в себе данные смысловые нагрузки, и тогда деконструкция означает «разложение слов, их членение; деление целого на части; разборку, демонтаж машины или механизма». Однако все эти значения слишком абстрактны, они предполагают наличие некой деконструкции вообще, каковой на самом деле нет.
В деконструкции главное не смысл и даже не его движение, но само смещение смещения, сдвиг сдвига, передача передачи. Деконструкция представляет собой непрерывный и бесконечный процесс, исключающий подведение какого-либо итога, обобщение смысла.
Французский философ утверждает, что всякий текст может быть так, сказать «деконструирован», то есть, демонтирован в соответствии с новыми смыслами, появляющимися в процессе чтения. Но правомерен вопрос, который был задан одним из членов клуба, Русланом Луговым, кандидатом психологических наук: а куда же девать тот смысл, который был артикулирован автором текста, носителем некоего творческого или, если хотите, авторского замысла? А имеет ли смысл говорить об авторстве, что такое авторство?
Следовательно, концепция «деконструкции» отсылает нас к постмодернистской парадигме «смерти субъекта», и если субъект мертв, а текст является результатом совокупности языкового опыта писателя, то возникает возможность вглядываться в текст через призму новых, возникающих в процессе чтения смыслов. Выражаясь словами Р. Барта, «автор должен умереть, чтобы мог родиться читатель».
Вполне естественно, что тема Жака Деррида вызвала много эмоций и неоднозначности. В частности, участникам дискуссии трудно было согласиться с так называемой «смертью субъекта». Но, если субъект или автор не является монолитной, цельной сущностью, если посмотреть на субъекта с позиции психоанализа, как раздираемого внутренними противоречиями, культурными нормами, витальными биологическими потребностями, и тем компромиссом между «Сверх-Я» и «Оно» (требованиями культуры, общества и биологическими потребностями), которое и именуется как «Я», то появляется возможность понять то, что хочет сказать Деррида, а именно то, что всякий текст оказывается результатом «следов», накопленных в процессе языковой жизни индивида. Другими словами, языковой опыт индивида, лингвистические структуры «пользуются индивидом», артикулируя определенные дискурсы, являющиеся для самого индивидуума бессознательными или полубессознательными.
Думается, что знакомство с творчеством французского философа оказалось для всех нас полезным. В частности было интересно сопоставить журналистский опыт члена клуба Руслана Лугового с концепцией «деконструкции», отметившего, что в процессе письма возникает момент отчуждения, когда ты читаешь то, что написал, как чуждый тебе текст.
Всем членам клуба большое спасибо! Ждем всех желающих на обсуждениях по пятницам. Следите за объявлениями на сайте.
Главный библиотекарь
отдела культурных программ Ольга Алиева,
магистрант ДГУ Джамирза Магомедов