В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 3 марта состоялась очередная встреча участников интеллектуально-философского клуба «Эпохе».
Один из руководителей клуба, Сабир Гейбатович Гейбатов, кандидат философских наук, известный деятель искусства, представил участникам и гостям клуба докладчика. Им был историк по образованию, руководитель секции «Ориентализм и общественно-политическая мысль Востока», постоянный член клуба Абдулгамид Курбанов. Темой его доклада стала «Деколонизация».
Деколонизация – процесс предоставления независимости и полного суверенитета доминионам, подмандатным территориям, колониям, протекторатам.
Доклад оказался очень интересным и насыщенным. Основной мыслью выступающего стала деколонизация как стратегия эмансипации мышления.
Колониальность следует отличать от колониализма. Если колониализм есть военно-экономическая интервенция, то колониальность представляет собой интервенцию интеллектуально-экономическую. Колониальность на исламском Востоке реализуется посредством ориентализма – шаблонного, идеологически искажённого представления Востока. Такое представление о Востоке, которое презентируется как аутентичная исследовательская позиция, есть всего лишь политико-идеологическая акция, направленная на подчинение исламского Востока. Ориентализм есть средство формирования колониального мышления, навязывания политической воли такими тонкими средствами, как теория, наука, исследование.
Восточный человек, оказавшийся жертвой колониальности, оказывается не способен на самостоятельное мышление, все попытки интеллектуального сопротивления оказываются тщетными, так как устами восточного человека производится западная мысль, человек Востока оказывается артикулирован западным дискурсом. Таким образом, как выразился Абдулгамид, «восточный человек оказывается лишь аватаром, через который западный человек говорит с самим собой».
Абдулгамид Курбанов в своём докладе сделал интересное различение между постмодернизмом и трансмодернизмом. Постмодернизм понимается как критика Запада Западом, самокритицизм, «место» говорения не меняется, в постмодернизме воспроизводится тот же гегемонический дискурс, что и в модернизме, тогда как трансмодернизм представляет собой инкорпоративную практику, направленную на реализацию постподчинённых моделей мышления, способных говорить из политических границ, пограничных культурных зон.
Руководитель философского клуба «Время и бытие» Джамирза Магомедов высказал свою точку зрения по данной теме. Сказал, что примером деколониального мышления может служить презентованная в докладе идея «теоцентрического либерализма», которая опирается на не сводимое к модерной рациональности интеллектуально-политическое основание, которое необходимо понимать как дискурс культуры другого, необходимый для культурно-интеллектуального диалога с Западом.
Дискуссия оказалась очень насыщенной и интересной.
Всем участникам диспута большое спасибо!
Всех заинтересовавшихся философским клубом «Эпохе» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.
О.А. Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ