«Что зовется мышлением»

   25 августа в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие».

  Организатор клуба философ магистр Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов. Поприветствовав гостей и участников клуба, Джамирза  выступил с докладом на тему: «Что зовётся мышлением».  

   В докладе, который был написан по мотивам философской позиции Мартина Хайдеггера, (Heidegger, Martin) (немецкий философ-экзистенциалист)  о мышлении было сказано, которое не тождественно науке. 

 

Мартин Хайдеггер оказал значительное влияние на европейскую философию XX в. Будучи студентом и ассистентом Э. Гуссерля он внес серьезный вклад в развитие феноменологии. Однако взгляды Хайдеггера весьма отличаются от взглядов Гуссерля (немецкий философ, основатель феноменологи). Эдмунд Гуссерль акцентировал внимание на рефлексивных и по большей части рациональных формах опыта сознания, в то время как Хайдеггер придавал особое значение лежащей в их основе экзистенциальной ситуации. Согласно Хайдеггеру, подлинное понимание должно начинаться с наиболее фундаментальных уровней исторического, практического и эмоционального существования человека тех уровней, которые поначалу могут и не осознаваться и которые, возможно, влияют на деятельность самого разума.

 

   Парадоксальным образом Хайдеггер утверждает, что наука не мыслит, она научничает, чистое мышление может быть только о бытии. Такой вопрос звучал бы так - " почему есть сущее, а ни ничто" это основной вопрос фундаментальной онтологии Хайдеггера. В ходе дальнейшей дискуссии вопрос о мышлении мыслился в отношении такой философской категории как свобода. Что есть свобода? Чем свобода отлична от произвола? Может ли не свободный человек мыслить? Может ли существовать внутренняя свобода? Свобода духа отличная от свободы тела? Имелись разные суждения по этим вопросам. Но на наш взгляд говорить о свободе духа когда тело порабощено все же ложно, давайте вспомним Маркса "базис определяет надстройку" с утра до ночи трудящийся пролетарий приходящий домой поздней ночью, скорее всего, думает о том как бы поесть и по быстрее лечь спать, вряд ли он имеет досуг, что бы предаться размышлениям о своем бытии, но размышлять о свободе легче чем реализовывать ее, и кто же должен ее реализовать? Не пролетариат и не когнатариат, но интеллегенция как самая осознающая часть общества.

   Всех присутствующих организатор клуба поблагодарил за интересное обсуждение.

 

Всех заинтересовавшихся клубом «Время и бытие» приглашаем в Национальную библиотеку им. Р. Гамзатова (3 этаж) на встречи участников клуба, которые проходят по вторникам в 18.00.

  

 

Главный библиотекарь

отдела культурных программ Алиева О.А.

 

 

 

Яндекс.Метрика