Что значит покинуть сущее? Опыт феноменологии

В малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 16 февраля 2017 года состоялось заседание философско-интеллектуального клуба «Эпохе». Тема заседания: «Что значит покинуть сущее? Опыт феноменологии».

Участники клуба слушали доклад кандидата философских наук, известного деятеля искусств, руководителя интеллектуально-философского клуба «Эпохе» Сабира Гейбатова.

Феноменология (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Основателем направления был Эдмунд Гуссерль (1859–1938), к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности. Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

Гуссерль разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на его взгляд, сделать философию строгой и точной наукой. По Гуссерлю, нам открывается единственное абсолютное бытие. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале данный сознанию, Гуссерль называет интуицией. Интуиция в феноменологии имеет следующий смысл: видеть все проявляющееся подлинно проявившимся, и только как проявившееся. Для завершения своей теории он вводит понятие «конституирования». Сознание есть конституирующий поток.

Хотя Гуссерль называет свое учение феноменологией, понятие «феномен» так и остается у него неопределенным. Определенно можно сказать лишь одно: под феноменом Гуссерль понимает так называемые «феномены сознания». Но с чего вдруг только сознания? Чем другие феномены провинились перед феноменологией, что им не позволено стать ее предметом? В этом есть что-то от противоречия: феноменология как речь о феномене почему-то ограничивает себя феноменами сознания. Неужели в слове «феномен» слышится «сознание»? Неужели не бывает феноменов помимо феноменов сознания?

Отождествление феноменов с феноменами сознания Гуссерль унаследовал от Канта. У Канта феномен – «данное в созерцании», а данное в созерцании – «явление». При этом явление он истолковывает субъективно-идеалистически – как упорядоченную совокупность ощущений. «Вещь в себе» воздействует на душу и вызывает в ней ощущения. Чувственность упорядочивает эти ощущения и тем самым преобразует их в явление. Упорядочивает в том смысле, что придает совокупности ощущений пространственно-временную форму, подобно тому как скульптор придает глине или меди форму скульптуры. В итоге явление состоит из ощущений и имеет привнесенную самим созерцающим субъектом форму. Привнесенную помимо его воли, но по определенным правилам. Эти правила Кант называет «априорными формами созерцания» и подразумевает, что они изначально встроены в чувственность субъекта.

«Сущее» не синоним к «существующее». Сущее есть то, что подлежит существованию. Подлежит в том смысле, что «лежит под» бытием как предикатом, который может быть приписан сущему как субъекту (в утвердительной или отрицательной форме).

Сущее есть то, к чему приложимо бытие. Ни к чему другому, ни к какой другой категории бытие неприложимо. В том числе к самому себе. Про бытие нельзя сказать, ни что оно существует, ни что оно не существует. У бытия нет и не может быть своего собственного бытия, в котором оно могло бы пребывать. Бытие существованию не подлежит.

«Бытие не есть сущее», «сущее пребывает в бытии», «бытие есть всегда бытие сущего» – исходные принципы феноменологии.

Всех заинтересовавшихся философским клубом «Эпохе» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.

Главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева

Яндекс.Метрика