3 ноября прошла очередная встреча участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
Обсуждали философию Жиля Делёза (фр. Gilles Deleuze; 18 января 1925 года, Париж — 4 ноября 1995 года, там же) — французского философа, представителя континентальной философии, иногда относимый к постструктурализму.
Совместно с психоаналитиком Феликсом Гваттари Жиль Делёз написал знаменитый трактат «Анти-Эдип». Делёз и Гваттари ввели в философский лексикон термины «ризома», «шизоанализ», «тело без органов».
На этой встрече говорили о шизоанализе, но в тесном отношении с психоанализом, как известно шизоанализ предполагался авторами (Делёз, Гваттари) как преодоление психоанализа (Фрейд, Лакан). Понять шизоанализ можно анализируя интерпретацию концепта бессознательного в обоих теориях. Что представляет бессознательное в психоанализе Фрейда? Автор психоанализа полагал, что бессознательное есть регистр психики, который содержит вытесненные, подавленные, асоциальные импульсы и интенции, и что сверх-Я, призвано обуздать животные порывы бессознательного, по мысли Фрейда основные вытеснения и подавления связаны с отношениями в семье, так как именно они имеют наиболее жесткие социальные табу.
Авторы шизоанализа полагали, что Фрейд неадекватно интерпретировал бессознательное локализуя и купируя его на комплексе Эдипа. Делез и Гватари полагали, что бессознательное имеет социальное значение, что бессознательное производственно (использовали мысль Маркса об овеществлении) и рождает тот человеческий мир, в котором мы существуем, производство становиться возможным на основании желания, желание революционно и созидательно, и так, основное различие в понимании бессознательного заключается в том, что по психоанализу субъект есть компромисс между сверх-Я и т.д., и бессознательное необходимо должно сдерживаться, тогда, как в шизоанализе субъект есть компромисс между телом без органов и машиной-желанием, следовательно, бессознательное необходимо эмансипировать. Эмансипация бессознательного возможна на основе новой интерпретации, предположении, что оно детерминировано не только семейными инвестициями, но и социальными. Эдипов комплекс, по мнению авторов шизоанализа, выступает как репрессия по отношения к желающему производству, машинам желания, интерпретируя бессознательное фантазматически, как нечто требующее означивания, что отсылает лишь к некой воображаемой субъективности, снам и фантазиям, таким образом лишаясь своей имманентной предикации, производства. Что касается хода дискуссии, она была крайне интересна, в ней приняли активное участие студенты, магистранты и аспиранты факультета психологии и философии Дагестанского государственного университета.
Всех кому интересны философские беседы и обсуждения ждем на встречах клуба по вторникам в 18.00 в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова.
(3 этаж).
Главный библиотекарь
отдела культурных программ Алиева О.А.