«Что такое интеробъективность?» (Акторно-сетевая теория, Бруно Латура)

17 ноября прошла очередная встреча дискуссионного философского клуба "Время и бытие". С докладом выступил организатор клуба, магистр философии Джамирза Магомедов. 

Темой встречи была теория французского философа Бруно Латура.

 

Бруно Латур (фр. Bruno Latour) — французский социолог науки и философ, автор таких известных книг, как «Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии», «Лабораторная жизнь» и «Наука в действии».

Родился 22 июня 1947 года в Бургундии, в семье виноделов. Получил философское и антропологическое образование. Читал лекции в Лондонской Школе Экономики и на кафедре истории науки Университета Гарварда. Бруно Латур — доктор наук, связан с Центром организационной социологии, вице-президент его исследовательской деятельности. Он является автором книг: «Лабораторная Жизнь» (1979), «Пастеризация Франции» (1984), «Любовь к технологии и эссе относительно симметрической антропологии, Нового Времени не было». В 1987 Латур публикует «Науку в действии: Как следовать за учеными и инженерами через общество» — один из значимых текстов социологии.

Основной вопрос данной теории заключается в том, кого считать актором социального действия, так вот, данная теория признает материальные объекты повседневности такими же активными участниками взаимодействия как и людей. Если, к примеру, интерсубъективность образует поле субъектов, человеческих индивидов объединенных единой предметностью сознания, и важным аспектом интерсубъективности является аналогизирующая апперцепция, то интеробъективность понимает и людей и вещи как единое поле взаимодействия, которая распределяет социальную активность на обе обозначенные категории.

Определением общественной науки, по Латуру, занимается «исследование науки и технологии». Латур выделяет ряд трудностей, связанных с изменением социально интерпретируемых феноменов. Идея социальной интерпретации заключается в «замещении истинного содержания объекта функциями общества», причем такое замещение либо разрушает объект, либо игнорирует его. Особенность социальной интерпретации состоит в рассмотрении объектов исключительно с точки зрения общества, тогда как «общество ничего не объясняет, оно само должно быть объяснено». Таким образом, Латур выделяет первую трудность социальной интерпретации: «выйти за рамки общественного», чтобы увидеть истинную суть предметов. Однако с исчезновениями трудностей, как пишет Латур, исчезнут и сами цели общественных наук.

Сабир Гейбатович Гейбатов, философ и скульптор отметил, что концепция интеробъективности приближается к структурализму в отношении понимания фреймирования. Основное различие между структурализмом и интеръобективизмом заключается в отношение к объекту, если структурализм смотрит на объект как на фетиш, разделяя объект на "хороший" и "плохой" объекты соответственно, под первым понимая овеществленность индивидуальных и коллективных способностей, отсылающих к производству и человеческому желанию, а под вторым понимая объект как фетиш, спиритуалистический объект, отрицающий творческую активность человека, то интероъбективизм смотрит на объект как на часть фрейма обуславливающего социальное взаимодействие.

Вторая проблема заключается в дефиниции науки и определения понятия общества. Латур акцентирует внимание на подражании общих наук естественным. Однако объекты изучения и тех и других различаются в том плане, что в естественных науках объекты не «просто вещи», а существующие объективно по своим внутренним природным законам предметы, не подверженные тому, что о них говорит ученый, и действующие в не зависимости от его ожиданий. А объектом общественных наук являются, прежде всего, люди, не всегда способные противостоять и «идти на уступки» ученым. Такое несоответствие между интересами ученых и поведением непокорных им объектов природы Латур называет «научными войнами». Причиной подражания естественным наукам является существование у общественных наук своего «естественнонаучного двойника» (кроме социологии).

От лица участников обсуждения хотелось бы поблагодарить Сабира Гейбатовича, позволившего глубже понять заявленную тему в связи с концепциями феноменологии, структурализма, постструктурализма и других концепций. Участники обсуждения проявили подлинный интерес к обсуждению, приятно, что среди них были студенты факультета психологии и философии ДГУ. Всем большое спасибо!

 

Всех заинтересовавшихся клубом "Время и бытие" приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.

 

 

Главный библиотекарь

отдела культурных программ Алиева О.А.

Яндекс.Метрика