«Чаяния художника о человеческих судьбах»

   Сектором краеведческой, духовно- нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодежного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 170-летию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова.

   Василий Иванович Суриков – великий исторический живописец, впервые показавший в своих картинах народ как главную действующую силу истории. В новаторских  монументальных полотнах прозорливо раскрыты глубинный смысл исторических событий, лучшие черты русского национального характера – стойкость в жизненных испытаниях, смелость, мужество, стремление к свободе, душевная чистота.

   Суриков родился в Красноярске, в казацкой семье, строго хранящей в быту и обычаях строй жизни, унаследованный от XVI-XVII столетий. Неизгладимое впечатление на будущего художника произвели протяжные русские песни и сказы, молодецкие кулачные бои и игры, равно как и многоцветная старинная одежда – платки и сарафаны, расшитые народными мастерицами, а главное – прекрасные лица простых русских людей. На всю жизнь запомнилась публичная казнь, мужественные лица политических ссыльных, которых довелось видеть. Все это впоследствии помогло Сурикову по-настоящему вжиться в историю своего народа.

   Сибирь многое объясняет в творчестве художника, но для того чтобы красноярский юноша, выучившийся в Академии художеств на стипендию местного купца-мецената, стал великим русским живописцем Суриковым, нужны были могучий талант, причем талант истинно русский, глубоко национальный, патриотизм, демократичность и высокая гражданственность, большая живописная, профессиональная культура и обширные знания, целеустремленность и сила воли.

   Кисти Сурикова принадлежит немало произведений. Среди них есть прекрасные портреты и пейзажи, итальянские этюды, акварели и такое значительное жанровое полотно, как «Взятие снежного городка» (1891). Но место художника в отечественной и мировой живописи, его значение определили прежде всего исторические картины – «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин»(1906).

   Суриков умел найти для своих полотен такие сюжеты, в которых смысл исторических событий, их сущность раскрывалась в столкновениях человеческих характеров, через психологию и судьбы людей во всей своей сложности и противоречивости.

   Трагедия народа, восставшего против деспотической воли царя, значительность народных образований – вот основа «Утра стрелецкой казни».

   Огромный труд вложил В.И. Суриков в создание одного из самых своих грандиозных и совершенных произведений – картины «Боярыня Морозова».

   Несколько вариантов композиции, огромное количество этюдов, каждый из которых представляет самостоятельную ценность, были сделаны художником в процессе этой колоссальной работы. Каждый образ в картине был глубоко продуман художником, для каждого он искал похожие прототипы. Писал много натурщиков на улице на снегу, добиваясь верного цветового и светового решения.

   Особенно долго не удавался художнику образ Морозовой. Он вспоминал: «…сперва толпу написал, а ее после… И как ни напишу ее лицо – толпа бьет…, все лицо мелко было. В толпе терялось». Наконец, Суриков нашел это лицо, написав вдохновенный этюд со старообрядки, приехавшей с Урала: «…и как вставил ее в картину, она всех победила».

   Творческий замысел картины «Переход Суворова через Альпы» Суриков кратко определил: «Покорные слову полководца, идут». Работая над этой картиной, Суриков ездил в Швейцарию, писал пейзажные этюды, чтобы правдоподобно изобразить историческую ситуацию.

   В 1888 г., после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-1890) тяжелое душевное состояние, он создал полотно «Взятие снежного городка» (1891), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья.

   Кроме произведений, написанных на сюжеты истории, Суриков создавал также портреты, в которых проявилось дарование мастера, его интерес к душевному миру человека: портреты С. А. Кропоткиной (1882), Т. К. Доможиловой (1891), А.П. Юргенсон (1900-е) и др.

   Последней большой картиной В. Сурикова был «Степан Разин» (1907). Один из подготовительных этюдов главного персонажа поразительно похож на самого художника. Это могло быть случайным душевным импульсом автора, но в контексте всего творчества Сурикова отождествление себя с образом народного героя кажется символическим: это его деяния, его раздумья о России, ее минувшем, настоящем, грядущем.

Список литературы:

1. Астахов Ю. А. 50 великих русских художников. – М.: Белый город, 2008. – 303 с.

2. Ветрова Г. Русское искусство. – М.: Белый город, 2002. – 63 с.

3. Императорская Академия художеств / сост. А.Г. Верещагина. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 341 с.

4. Ионина Н. Сто великих картин. – М.: Вече, 2002. – 507 с.

5. История русского искусства /под ред. В.И. Плотникова. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 400 с.

6. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 360 с.

7. Прытков В.А. Любимые русские художники. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. – 290 с.

8. Русские художники от А до Я / Н.А. Борисовская, Е.С.Гордон. – М.: Слово, 1996. – 216 с.

9. Самин Д.К. Сто великих художников / М.: 2014. – 478 с.

10. Суриков в Третьяковской галерее / сост. С.Н. Гольдштейн, А.М. Лесюк. – М.: Издательство Государственной Третьяковской галереи, 1950. – 327 с.

11. Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 351 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы

Яндекс.Метрика