Царица немого кино

   Последние восемь лет Президент Российской Федерации посвящает каждый год той или иной актуальной сфере, привлекая к ней общественное внимание.

   На 2016 год приходится ряд значительных киноюбилеев: 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет «Союзмультфильму». Интересную страницу в историю многонационального искусства Дагестана вписала горянка Сафият Аскарова (1907–1955 гг.).

   В рамках Года кино в отделе краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Р. Гамзатова развёрнута книжная выставка «Царица немого кино», посвящённая первой актрисе Дагестана.

   Здесь внимание пользователей привлекают книги Дж. Ахмедова, Г. Султанова, Э. Наврузбекова, а также сборники по культуре и искусству народов Дагестана, газеты и журналы.

   Из них мы узнаем, что Сафият Аскарова родилась в 1907 году в селении Ахты, на родине первого национального театра в Дагестане. Выросла она в творческой семье. Её отец Нухбек Аскаров был художником Ахтынского театра. Старший брат стал основателем дагестанского скульптурного искусства – это известный Хасбулат Аскар-Сарыджа. Другой брат, Бейбулат Аскаров, занимался художественным оформлением спектаклей, изготавливал декорации, стал впоследствии режиссёром, директором азербайджанской студии кинохроники. Третий брат, Асланбей, долгие годы работал кинооператором «Мосфильма». Сестра Саррет тоже была актрисой. Её дед Алискер шил театральные костюмы. 
В 1914 году Сафият вместе с тётей Саяд сыграли женские роли в спектаклях «Молодость» и «Первый винокур». Кружок был закрыт властями. А Сафият была вынуждена покинуть родное селение под давлением консервативного общественного мнения. 
В 1925 году, находясь в гостях у брата Хасбулата в Махачкале, Сафият встретилась с группой Ленинградской кинофабрики, которая собиралась снимать киноповесть «Под властью адата» по сценарию казахского писателя Абая Кунанбаева. Сопровождал группу брат Сафият, Бейбулат, который учился в Ленинградском институте кинематографии на операторском факультете. Режиссёр Касьянов обратил внимание на стройную девушку и предложил ей сыграть роль Мадинэ – подруги главной героини Джаннет. Она согласилась и включилась в съёмки, которые проходили в аулах Дагестана. Молодая, обаятельная, красивая Сафият удивительно проникновенно сыграла свою роль. После просмотра фильма талантливой актрисой заинтересовался режиссёр-постановщик Юрий Тарич, который на тот момент искал актрису на роль жены Ивана IV Грозного (фильм «Крылья холопа») – Марии Темрюковны, которая по национальности была кабардинкой. Русские артистки не устраивали режиссёра. В этой роли, по его убеждению, должна была быть жительница Кавказа с горскими привычками и манерами. Долгое время Тарич не мог подыскать на эту роль актрису и, наконец, нашёл. Он стал расспрашивать у авторов фильма, как найти Сафият. Бейбулату он сообщил о намерении пригласить его сестру в Москву на съёмки. Весть дошла до Сафият, и она загорелась предложением Тарича. Роль Марии Темрюковны и по сей день считается одной из сложнейших в кинематографе. 
   Первые пробные съёмки привели режиссёра в восторг. Картина снималась в Подмосковье. Весть о появлении «царицы» быстро разнеслась по близлежащим деревням, к месту съёмок стекалось огромное количество людей. 

   Во время репетиций Юрий Тарич делился своими впечатлениями об игре дагестанской актрисы: «Вы понимаете, она делает многие движения, о которых я сам не имел представления. Культурность Сафият как раз кстати: ведь царица-то из княжеского рода. Сафият Аскарова передала все нюансы, свойственные национальным чертам горянки, и никто этого не смог бы сделать как она». 

   Фильм «Крылья холопа», выпущенный Московской госкинофабрикой, имел огромный успех как в Советском Союзе, так и за рубежом. Его показывали в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Берлине. 

   Тринадцать лет своей яркой жизни Сафият посвятила немому кино, талантливо создала ряд женских образов.

   В 1938 году актриса заболела, перестала сниматься в кино и с 1939 года работала артисткой Московского театра им. Е. Вахтангова. В Москве Сафият Аскарова создала семью. Её мужем стал лётчик-истребитель Ян Хорват. Вместе с женой на самолёте «У-2» несколько раз летал он над бесконечными просторами Северного Ледовитого океана.

   Во время Великой Отечественной войны С. Аскарова с концертными бригадами изъездила много фронтовых дорог. Своими песнями она воодушевляла воинов Красной Армии на победу над врагом.

Среди выставленных есть такие книги:

  

Ахмедов Дж. Н. Современная «Ахты-Наме»: книга об истории дагестанского аула Ахты. – Махачкала: Юпитер, 2000. – 384 с.

   Автор книги – выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры Республики Дагестан, автор многих книг по разным отраслям знаний.

  

 

   

Гейбатова-Шолохова З.А. Хас-Булат Аскар-Сарыджа: жизнь и творчество (1900–1982). – Махачкала: Юпитер, 2000. – 280 с.

   Это первая монография о творчестве скульптора, произведения которого заложили основы национального ваяния и составили важную часть художественного достояния республики.

  

 

  

   Культура нового и новейшего времени. – Махачкала: ДГПУ, 2003. – 285 с.

   Данное учебное пособие представляет собой краткое изложение русской и западной культуры в XVIII веке.

  

 

 

  

   Наврузбеков Э.С. Лезгинский театр. – Махачкала: РИП Министерства информации и печати РД, 1994. – 136 с.

   Предлагаемая вниманию читателей книга – творческий портрет лезгинского театра. Читая книгу, мы убеждаемся, что коллектив театра обогатил традиции музыкально-драматического искусства Дагестана.

  

 

   

    Султанова Г.А. Актёрское искусство Дагестана. – Махачкала: Наука ДНЦ, 2010. – 360 с.

   В работе представлены творческие биографии корифеев дагестанской театральной сцены и ведущих артистов современного многонационального театра Дагестана.

  

 

 

 

    На эту тему в фонде имеется ещё много книг. Приглашаем желающих в отдел краеведческий и национальной литературы!

 

С.Н. Мусаева, главный библиотекарь отдела краеведческой

и национальной литературы НБ РД им. Р. Гамзатова
 

Яндекс.Метрика