«Авантюрный художник»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Авантюрный художник», посвященная 135-летию со дня рождения испанского художника Пабло Пикассо.

   Родился Пабло Пикассо 25 октября 1881 г. в Испании в г. Малага в семье художника Хосе Руиса Бласко. Талант, будущий художник начал демонстрировать рано. Уже с 7 лет мальчик дописывал некоторые детали на картинах отца. В 8 лет была написана первая серьезная картина маслом под названием «Пикадор».

   В 13 лет Пабло Пикассо стал студентом Академии художеств в Барселоне — на вступительных экзаменах Пабло настолько хорошо себя показал, что комиссия приняла его в академию, не смотря на юный возраст.

        «Портрет матери»              «Портрет отца художника»

   Следующий период в творчестве Пабло Пикассо называют «голубым». В это время Пикассо поднимал темы старости, бедности, нищеты, характерным настроением картин этого периода были меланхолия и печаль. Художник отображал человеческие страдания, рисуя слепых, нищих, алкоголиков и проституток и т.п. — именно они были главными персонажами «голубого» периода

                                                                                  «Суп», 1902                                     «Завтрак слепого», 1903

  В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо.

                                                                         «Акробат и арлекин», 1905                 «Девочка на шаре», 1905

   Одну из известнейших картин П. Пикассо «Девочка на шаре» (1905), которая сейчас находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, некоторые специалисты называют переходной от «голубого» периода к «розовому».

   Переломным моментом в творчестве Пикассо стал портрет Гертруды Штейн, написанный им в 1906 году.

   Работа над портретом была тяжелой — художник около 80 раз переписывал портрет и в итоге Пикассо отдалился от портрета как жанра изобразительного искусства в своем классическом понимании. Все дальнейшее творчество Пикассо можно охарактеризовать всего лишь одной его фразой «Надо писать не то, что вижу, а то, что знаю». Именно этой установки П. Пикассо и старался придерживаться до конца своей жизни.

   Весной 1937 года маленький город Испании Герника немецкие фашисты буквально стерли с лица земли. Это событие Пикассо не мог оставить без внимания, и так на свет появилась картина «Герника». Размеры картины впечатляют: длина — 8 м, ширина — 3,5 м. Известен один случай, связанный с картиной. Во время обыска, который устроил гестапо, офицер-нацист обратил внимание на картину и спросил Пикассо: «Это вы сделали?»  на что художник ответил «Нет. Это сделали вы!».

«Герника», 1937

   Всю Вторую мировую войну Пабло Пикассо жил во Франции. Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.

   Пабло Пикассо покоится у своего замка Вовенарг. Еще при его жизни, в 1970 году в Барселоне, был открыт Музей Пикассо, куда картины передавал сам художник. Позднее в 1985 году наследники живописца открыли Музей Пикассо в Париже.

   Как и многие талантливые люди Пабло Пикассо не боялся пробовать себя в разных ипостасях и помимо вышеупомянутой керамики на протяжении всей своей творческой жизни не раз создавал скульптуры. Но общественности некоторые скульптуры были представлены в 1960 году на выставках в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. А затем лишь в 1966 году состоялась полная выставка скульптур известного кубиста, когда Пикассо исполнилось 85 лет.

   Все творчество Пикассо оказало огромное влияние на развитие культуры и искусства XX века во всем мире.

Список литературы:

  1. Галлуци, Ф. Пикассо [Текст] / Ф. Галлуци. - М.: Белый город, 1998. - 63 с.: цв.ил. - (Мастера живописи)
  2. Диль, Гастон. Пикассо / Г. Диль; Пер. Е. С. Гордона. - Москва: Слово, 1995. - 96 с. : цв. ил.; 28 см. - (Картинная галерея).
  3. Костеневич, Альберт Григорьевич. От Моне до Пикассо [Текст]: Фр. живопись второй половины XIX - нач. XX вв. в Эрмитаже: [Альбом-каталог] / А. Г. Костеневич; Государственный Эрмитаж (Ленинград). - Ленинград: Аврора, 1989. - 523 с.: ил., цв. ил.
  4. Креспель, Жан-Поль Повседневная жизнь. Монмартра во времена Пикассо 1900-1910 [Текст] / Жан-Поль Креспель; пер. с фр. Т. В. Балашова. - М.: Молодая гвардия Классик, 2000. - 245 с.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
  5. Подоксик, А. С. Пикассо Вечный поиск. [Текст]: Произведения художника из музеев Советского Союза. / А. С. Подоксик. - Л.: Аврора, 1989. - 189 с.: цв.ил.
  6. Пикассо и окрестности [Текст]: Сборник статей / М. А. Бусев. - М.: Прогресс-Традиция., 2006. - 296 с.: цв.ил.
  7. Пикассо в Барселоне: Живопись, графика: Каталог выставки. [Текст]: [Пер. с исп.] / пер. А. И. Ильф. - Москва: Советский художник, 1988. - 111 с.: цв. ил.
  8. Пикассо [Текст]: мастера мировой живописи / сост. А. Г. Костенович. - Ленинград: Аврора, 1974. - 28 с.: цв.ил.

Отдел литературы по искусству

 

Яндекс.Метрика