«Секрет прост – занимаюсь любимым делом»

Дагестанская правда
21 августа 2015 г.

Потерять работу… Согласитесь, это не самое лучшее, что может произойти с нами в жизни. Но, пообщавшись со своим коллегой из «Молодежи Дагестана» Маратом Гаджиевым, поняла, что порой сей факт иногда очень благоприятно сказывается на судьбе человека.

В случае с Маратом данное обстоятельство помогло ему обрести себя в творчестве. На этой ниве он преуспел настолько, что, кажется, не осталось направления, в котором бы он не проявил свой талант. Перечисляю лишь те, что на слуху: журналист, художник, поэт, переводчик, издатель кавказской литературной газеты «Горцы», инициатор и организатор ежегодной, ставшей традиционной дагестанской книжной ярмарки «Тарки-Тау»… Согласитесь, было бы интересно, зная такого многогранного, талантливого человека, рассказать о нем.

- Марат Алилович, в республике вас знают как талантливого журналиста, к тому же вы известны и как одаренный художник. С чего собственно все началось?

В 90-х годах завод, где я работал после окончания политехнического института радиоконструктором, приказал долго жить, надо было искать новое дело. Полгода пробовал себя в штамповке ювелирных изделий, в конце концов понял, что это не мое, и ушел. А тогда друг нашей семьи, директор цеха по росписи фарфора Джамал Османов предложил поработать. Я пришел и сразу погрузился в неповторимую творческую атмосферу: художники, текстильщики, керамисты - все профессионалы с большой буквы. Коллектив очень хороший. Сначала робко что-то делал, потом осмелел, втянулся настолько, что буквально фанател. Днями и ночами пропадал в цеху. Иногда по полмесяца с одним блюдом возился. Самый высший кайф был тогда, когда наступал долгожданный день и можно было открыть дверцу печи обжига и увидеть результат. Невозможно подобрать слова, чтобы описать чувства, которые испытывал тогда. Наблюдаешь, как на свет появляется чудо, и осознание того, что это творение твоих рук, окрыляет настолько, что словами трудно передать. Постепенно, кроме росписи блюд, я стал переносить образы, зревшие в сознании, на бумагу, стекло, и так же увлекся.

- Настолько, что на вашем счету не одна персональная выставка. Побывав на нескольких, поняла, что в ваши картины можно вглядываться подолгу, вновь и вновь находя для себя новые образы, смыслы…

- Многие так говорят. В первое время, когда только начинал выставляться, слыша такие отзывы, думал про себя: может, это неправильно, может, я не сумел сфокусировать внимание на чем-то одном, важном, и поэтому зритель вынужден блуждать в пространстве изображенного? Но когда стал задумываться, как сделать иначе, более понятнее, прямолинейнее, что ли, пришел к выводу, что тогда это будет совсем не то, не мое. А так я не могу рисовать. Преодолев страх белого листа, начав процесс создания картины, я уже не контролирую процесс – рука подчиняется рою мыслей, которые захватывают в этот момент. Из-за этого в большинстве своем между моим первоначальным замыслом и конечным результатом лежит космос.

- Поговорили о вас как о художнике, но дагестанцам, и не только им, вы известны как учредитель и издатель кавказской литературной газеты «Горцы». Как возникла идея этого издания?

- В 90-е годы в газете «Молодежь Дагестана» была литературная страница, на которой печатались произведения талантливых авторов, но потом политика несколько изменилась, приоритеты поменялись, и страницы не стало. Мне было печально за этим наблюдать. Я видел, как люди продолжали приходить, и при известии, что публиковать их произведения больше не получится, огонек в их глазах гас. Поэтому стал думать, как реанимировать литературное приложение. Сначала выпускал вкладыш «В полный рост» формата А2 в «Молодежке». Публиковали произведения современных дагестанских авторов, очерки о путешествиях, журналистские репортажи из командировок, материалы искусствоведческого характера. Спустя два года из-за проблем с финансированием «В полный рост» также закрыли.

Прошло несколько лет. Однажды я с друзьями поехал в горы. Живописные пейзажи навели нас на мысль, а почему бы не издавать газету под названием «Горцы»? Настолько все загорелись идеей, что каждый спешил поделиться своими мыслями о том, как видит газету, ее информационное наполнение. Казалось, вот наступит утро, приедем и сразу же начнем. Но увы. Спустя какое-то время, когда стал напоминать друзьям о «наполеоновских планах», увидел, что энтузиазма более нет.

Но меня идея не покинула, пустила корни настолько, что не было дня, когда бы я не думал, как осуществить выпуск новой газеты. Не стал говорить, что у меня есть такой-то проект (не люблю этого слова), дайте, кто может, деньги, а решил для начала издавать на свои средства, чтобы общество увидело, как это выглядит. И вот в 2009 году свершилось: первый номер вышел. Вначале боялся, что мало кто согласится публиковать свои произведения без гонораров. Но нашлись в творческой среде авторы-подвижники.

Начали с освещения творчества молодых литераторов из литературного клуба «Верба». Талантливые ребята, многие из которых сегодня, кстати, весьма популярны. Потом перепечатывали с разрешения писателей и поэтов Дагестана и Кавказа их произведения. И постепенно процесс стал сдвигаться с мертвой точки. С 12 полос перешли на 16. Газета выходит уже шестой год. Рассчитана на людей творческих, литераторов, и главная фишка «Горцев» в том, что это, пожалуй, единственное чистое в литературном смысле печатное издание и единственное, по настоящему не зависящее от государства, от творческих союзов, от рекламы…

- Но ведь одному издавать газету очень трудно.

- Мне не приходится жаловаться. Благо, опыта хватает, как-никак сколько лет в «Молодежке», и были времена, когда мы вчетвером только работали и закрывали газету полностью. Поэтому мне несложно. К тому же я не один. Мне помогает поэт Юлия Зачесова. С первых дней, как я предложил ей совместно выпускать «Горцев», она загорелась этой идеей настолько, что, несмотря на невысокую, мягко говоря, зарплату, часто возникающие проблемы с финансированием и нелегкую работу (она ведет общение со всеми авторами, привлекает их к изданию), Юля не теряет энтузиазма и делает все на высоком профессиональном уровне. Мне очень повезло, что в этом деле есть такой друг и соратник.

- Не обойти вниманием еще одно ваше детище - ставшую благодаря вам ежегодную книжную ярмарку «Тарки-Тау». Как вы пришли к идее ее проведения?

Я рад, что удалось сделать эту ярмарку доброй традицией. Воспринимаю «Тарки-Тау» как своего рода мой подарок родному городу и всем своим землякам. А возникла идея просто. Не раз приходилось быть свидетелем подобных книжных ярмарок в других городах, когда у прилавков стоят толпы заинтересованных людей, на дискуссионных площадках идут оживленные обсуждения книжных новинок и буквально все подчинено культу книги. Всегда хотелось, чтобы и у нас заработало такое культурное поле. Вот и решил во что бы то ни стало осуществить этот замысел. Много, конечно, было разговоров типа «Да кто у нас читает, разве будет это интересно?» или «Вряд ли в Дагестан представители издательств Центральной России согласятся приехать». Все эти мысли и меня посещали, но я их отметал, потому что понимал: дорогу осилит идущий, чтобы достичь успеха в осуществлении задуманного, надо делать первые шаги. Видя мой настрой, друзья стали помогать чем могли, и мне очень повезло, что руководство Национальной библиотеки имени Р. Гамзатова не осталось равнодушным и тоже всецело поддержало меня, выделив помещение для проведения мероприятия.

Да, действительно, первая «Тарки-Тау» в 2012 году была не столь масштабной. Но зато лед тронулся, и люди увидели, что это интересно. С каждой новой ярмаркой и издательств становится больше, и интерес дагестанских книголюбов к событию возрастает. Для меня отрадно, что сегодня на наших ярмарках все значительнее предстает часть «Тарки-Тау», посвященная литературе для детей и подростков. Ведь не секрет, хорошо иллюстрированная, с хорошим содержанием книга - это неоценимая помощь родителям.

- Вы столько всего делаете: пишете, рисуете, издаете газету, занимаетесь переводами, являетесь ответственным секретарем «Молодежки»… Как вас на все хватает?

- Сам когда-то задавал аналогичный вопрос известной художнице по металлу, народной художнице Дагестана Манабе Магомедовой. Она ответила просто: «Надо меньше спать и есть». Вот и взял на вооружение. А еще секрет в том, что я делаю то, что люблю. Когда дело, которым занимаешься, помимо того, что отнимает много сил, приносит еще и удовольствие, о времени не думаешь и с радостью творишь что-то каждый день.

 

http://dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/27449744/index.php?print=Y&sphrase_id=18171

 

Яндекс.Метрика