«Время Гайдара»
Конкурс библиотекарей
Конкурс для всех библиотекарей. Желающие библиотекари могут поехать в Москву и поучаствовать в конкурсе.
Общие положения
Конкурс организован Фондом "Уроки девяностых" и Фондом Е.Т. Гайдара.
К участию в конкурсе приглашаются библиотекари и библиотеки разных структур и ведомств: от универсальных областных, муниципальных и ЦБС до школьных.
- формирование интереса к российскому историческому процессу конца ХХ столетия в среде российских подростков и в широких слоях нашего общества;
- продвижение книг Е. Гайдара и его единомышленников в школы России (к учителям истории и обществоведения) - популяризацию этих книг.
Начало конкурса – сентябрь 2014 г.
Финал конкурса состоится в марте 2015 г. (церемония награждения в Москве)
Подача материалов на конкурс производится до 28 февраля 2015 г.
Конкурсная комиссия: в состав комиссии входит конкурсное жюри из пяти человек. Председатель жюри – Мариэтта Чудакова – член Европейской академии.
Комиссия осуществляет работу по организации и проведению Конкурса, оформляет итоговые документы по представлению победителей конкурса.
Работы участников предоставляются в комиссию конкурса до 28 февраля 2015 года в двух видах:
Электронный вариант на mail@uroki90.ru
Печатный по адресу:
129272, Москва Сущевский вал, д.64, офис 108. Фонд "Уроки девяностых".
Комиссия определяет победителей до 10 марта 2015 года.
Для участия в конкурсе принимаются материалы, освещающие российский исторический процесс конца XX столетия в среде российских учителей истории, подростков и в широких слоях нашего общества, по следующим номинациям:
Часть 1. Библиотекари учителям
1. Факты вместо мифов, анализ вместо эмоций. Дать в избранной библиотекарем или совместно с учителем убеждающей форме (выставки, стенды, буклеты, учебные тетради и проч.) параллельные ряды фактов (телеграммы в ноябре – декабре 1991 года из всех областей страны о том, что хлеба осталась не более чем на 10 дней; состояние золотого запаса – и остановка импорта, отказ в западных кредитах и т.п.) – и мифов (эмоциональных воспоминаний о том, «как нас ограбили»).
2. Правда о 90-х годах: Библиотекарь рекомендует! Печатные и иные формы рекомендательного описания книг «Уроки 90-х» (буклеты, календари, как приложение – дайджесты материалов региональной прессы, фотоальбомы, библиографические указатели, и пособия и т.п.).
3. Библиотекарь рассказывает школе о 90-х годах. Выбор и реализация наиболее эффективных форм знакомства школьных учителей и старшеклассников с материалом комплекта книг «Уроки 90-х» (беседы, круглые столы, диспуты, познавательные игры и т.п.).
4. 90-е годы в контексте российской истории ХХ века: лучшее массовое мероприятие. Октябрь, уничтожение крестьянства, Гулаг, Великая Отечественная война и Победа, «советизация» Сталиным стран Центральной Европы, сталинский террор в этих странах, ХХ съезд, Оттепель, «застой», исчерпанность потенциала «социализма», Перестройка, Август 1991, первое послесоветское десятилетие – достижения и потери. Задача выполняется разными путями (тематические книжные выставки с их широкими презентациями, свободные дискуссии учащихся и т.п.).
Часть 2. Библиотекарь работает со школьником
1. Мой взгляд на 90-е годы (сочинение на тему, выбранную совместно с библиотекарем, с использованием книг проекта «Уроки 90-х» и с собственными примерами);
2. 90-е годы в контексте российской истории ХХ века: лучший альбом иллюстраций и\или фотоматериалов (готовится совместно с библиотекарем и после рассмотрения жюри включается в состав фонда библиотеки).
3. Что я узнал нового для себя о Егоре Гайдаре и 90-х годах из книги М. Чудаковой «Егор» (М., «Время», 2013) (сочинение; возможно ряд письменных ответов на вопросы по содержанию книги, заданные библиотекарям; возможны и другие письменные жанры, предложенные библиотекарем).
Финансовое обеспечение проведения конкурса производит Фонд "Уроки девяностых" и Фонд Е.Т. Гайдара.
Комиссия подводят итоги конкурса, определяя победителей, исходя из количества присуждаемых призовых мест.
На основании решения Комиссии своим приказом присуждает места победителям, определившимся по итогам конкурса в каждой номинации.
Участникам первой части присуждается:
Одна первая премия - 25 тысяч руб.,
Две вторых премии - по 15 тысяч руб.,
Три третьих премии – по 10 тысяч руб.,
40 поощрительных премий - по 3 тысячи руб.
Участникам второй части присуждается 10 поощрительных премий по 4 тысячи рублей, при этом каждая делится пополам между библиотекарем и школьником (школьниками).
Из десяти премий второй части выделяются три главных. К каждой из них добавляется по два комплекта книг – для школьника и для библиотеки.
Лауреаты первой, второй и третьей премий первой части и трех главных премий второй части приглашаются для получения премий в Москву за счет организаторов конкурса.
Итоги подводятся в марте 2015 года. ¶По итогам конкурса победителям вручаются дипломы и денежные призы.
Требования к оформлению материалов, представляемых на конкурс
Все материалы, представленные для участия в Конкурсе должны соответствовать предъявляемым требованиям по оформлению.
Критерии оценок конкурсных документов:
Представленные материалы не рецензируются и не возвращаются.
Комиссия оставляет за собой право не принимать к рассмотрению работы, не соответствующие вышеуказанным критериям.
Комиссия самостоятельно вырабатывает систему оценок победителей конкурса.
Текст конкурсных материалов должен представлять собой машинописный текст, набранный в текстовом редакторе Мicrosoft Word (шрифт Times New Roman, размер – 14. межстрочный интервал 1.5), и должен состоять из:
Титульный лист заявки должен содержать следующую информацию:
Сообщение о представленных на конкурс мероприятиях подается в форме краткого текстового описания и видео/аудио и фотодокументов.
Приветствуются дополнительные материалы, помогающие оценить сделанное библиотекарем:
Идеология конкурса
Стимулом к его объявлению конкурса послужило сегодняшнее хаотическое состояние оценок первого постсоветского десятилетия (90-е годы) – труднейшего и очень значимого периода в жизни российского общества. Этот умственный хаос болезненней всего сказывается на школьном преподавании.
Учителя истории и обществоведения имеют в своем распоряжении очень разные учебники и пособия, изданные в последнее десятилетие. Несмотря на большое количество напечатанных в эти годы монографий, мемуаров, сборников документов, авторы многих учебников трактуют это десятилетие в мифическом ключе. Они рассматривают его не как исторически необходимый выход из «советского» периода, а как результат приложения злых сил – произвол «лихих» деятелей этой эпохи. Отсюда и ложная трактовка задач патриотического воспитания детей и подростков.
Навязывается мнение, что для воспитания патриотизма необходимо впечатать в юное сознание мифологическую картину непрерывного процветания страны в советское время. Затем десятилетнее отклонение от славного пути в «лихие 90-е» и возвращение к славным достижениям в «нулевые» годы стабильности и благоденствия.
Устроители конкурса, напротив, уверены, что путь воспитания патриотизма – это путь знакомства подростков не только со славными, но и со страшными страницами отечественной истории. «Именно от тебя, от достоверного знания своей истории и твоей активной позиции зависит, чтобы это не повторилось!» - таков негласный девиз конкурса.
Знакомство с печальными событиями должно сопровождаться основательным обсуждением того, как формируется иммунитет общества к самовластию и к его неминуемому следствию – массовому нарушению прав личности и, в конечном счете – к террору.
Несомненно, не только большинству граждан России, но даже школьным учителям не удается (хотя бы в силу ограниченности нерабочего времени) читать научные монографии и толстые тома изданных документов.
Поэтому была предпринята работа по изданию книг о 1985-2000 гг. в помощь учителю. Чтобы дать учителю и всем интересующимся реальную и понятную картину исторического процесса этих недавних лет.
Это время еще не стало историей. Но это не значит, что мы не обладаем базой исторических, а не мифических фактов этой эпохи. Именно на них, а не на зыбкую почву эмоционально-бытовых воспоминаний и домыслов, следует опираться в своих суждениях и учителю, и тому, кто берет на себя просветительскую задачу.
Эти факты широко представлены в книгах для учителя, издаваемых в рамках проекта «Уроки 90-х». Задача учителя – выбрать то, что ему представляется наиболее убедительным.
Посредниками между авторами этих книг и учителями истории мы выбрали российских библиотекарей: муниципальных, школьных и любых других библиотек. То есть тех, для кого книга – предмет профессиональной деятельности, не оставляющий их равнодушными. Тех, кто сегодня исполняет, по нашим личным впечатлениям довольно успешно, роль последних российских просветителей.
Приложение 1.
Список книг, которые помогут библиотекарю в работе по выбранной им номинации конкурса:
1. Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В. Перестройка и крах СССР. 1985-1993. СПб., 2010.
2. Гайдар Е.Т. Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб., 2010.
3. Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985-1999. СПб., 2010.
4. Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. СПб., 2010.
5. Гайдар Е.,Чубайс А. Развилки новейшей истории России. СПб., 2011.
6. Чудакова М. «Это наша история!» М., 2010.
7. Чудакова М. Егор: биографический роман. М., 2012.
Член профкома Османова Г.А.
10.10.2014 - 08:22